Найти тему
BIS ART GALLERY

Cказочные красавицы made in Russia

Наверное большинство из нас испытывали тот искренний восторг, зарождающийся в сердце при перелистывании картинок книги русских сказок, особенно, если эти иллюстрации были выполнены такими великими художниками как Билибин, Васнецов, Врубель. Это одни из тех творцов, которым удалось соединить на своих полотнах сказочный мир с реальностью и погрузить зрителя в мир грёз и волшебства.

Виктор Васнецов, "Бабушкина сказки", 1867, холст, масло, 67х92. Очень атмосферная работа.
Виктор Васнецов, "Бабушкина сказки", 1867, холст, масло, 67х92. Очень атмосферная работа.

По мотивам русских сказок было создано немало знаменитых картин, эта тематика занимала важное место в творчестве русских художников. Совсем немногие из них имели способность уловить волшебство в повседневности, и хотим заметить, что только русские художники писали картины по мотивам сказок, песен и былин, обращаясь к древнеславянской культуре язычества. Эта тема сказочного этноса нашла свое отражение в живописи только в ХIX веке, чему послужило активное развитие фольклорных жанров в других сферах искусства: в театре, музыке и художественной литературе. Живописцы начали работать над созданием декораций для постановок, а так же занимались иллюстрированием книг.

Виктор Васнецов, "Кощей Бессмертный" 1917-1928, холст, масло. Это последняя картина художника.
Виктор Васнецов, "Кощей Бессмертный" 1917-1928, холст, масло. Это последняя картина художника.

Наиболее известный художник, посвятивший часть своего творчества сказочной тематике - это конечно же Виктор Васнецов. Он вдохновлялся волшебством, сказками, старославянскими былинами, они помогали живописцу уходить от проблем современности, погружая в мир русской старины. В этих сюжетах Васнецов завуалированно отображал свои чувства, сомнения и переживания.

Виктор Васнецов, "Аленушка", 1881, холст, масло, 173х121
Виктор Васнецов, "Аленушка", 1881, холст, масло, 173х121

Всем известна работа "Аленушка", где изображена тоскующая девушка на берегу пруда. Васнецов изобразил сюжет сказки совершенно реалистично: обычная девочка, с глазами полными печали, ее поза и одежда лишены вычурности. Героиня совершенно реальна, и ее окружает совершенно типичный русский пейзаж, наполненный атмосферой грусти и тишины. Единственной деталью, проводящей тонкую нить от реалистичного изображения к сказочному сюжету (помимо названия), является группа ласточек, устроившихся над головой Аленушки. Ласточки символизируют надежду, и их присутствие в картине намекает зрителям на счастливый финал русской сказки.

Виктор Васнецов является создателем культовых образов сказочных русских царевн. Мы уверены, что вы их прекрасно знаете.

Виктор Васнецов, "Иван-Царевич на Сером Волке", 1889, холст, масло, 249х187
Виктор Васнецов, "Иван-Царевич на Сером Волке", 1889, холст, масло, 249х187
Виктор Васнецов, "Спящая царевна”, 1900-1926, холст, масло, 214х452
Виктор Васнецов, "Спящая царевна”, 1900-1926, холст, масло, 214х452
Виктор Васнецов, "Несмеяна-царевна”, 1916-26, холст, масло, 262х190
Виктор Васнецов, "Несмеяна-царевна”, 1916-26, холст, масло, 262х190
Виктор Васнецов, "Снегурочка”, 1899, холст, масло, 116х80
Виктор Васнецов, "Снегурочка”, 1899, холст, масло, 116х80

Если на предыдущих картинах персонажи были довольно узнаваемыми, то на последующих работах, достаточно сложно понять что же за волшебные герои изображены на них.

Виктор Васнецов, "Три царевны подземного царства", 1881, холст, масло, 153х165
Виктор Васнецов, "Три царевны подземного царства", 1881, холст, масло, 153х165

Эти три красавицы воплощают собой три богатства, скрытых в недрах земли: золото, медь и уголь. Самая первая, гордая и надменная, которая даже не смотрит на зрителя- золотая царевна, вторая чуть менее напыщенная и более любопытная- медная, а треть самая робкая и скромная, но не менее важная- угольная царевна.

Виктор Васнецов, "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали", 1896, холст, масло, 133х250
Виктор Васнецов, "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали", 1896, холст, масло, 133х250

А это героини взятые из славянских поверий. Сирин и Алконост- пара противоположностей. Сирин, изображенная слева (с "дурной" стороны по славянским традициям), является вестницей печали, а светлая Алконост, в свою очередь, вестница радости. Обе птицы, символизирующие гармонию неразлучны друг с другом, они вечные спутницы человека на протяжении всей его жизни.

Виктор Васнецов, "Гамаюн, птица вещая», 1897, холст, масло, 214х135
Виктор Васнецов, "Гамаюн, птица вещая», 1897, холст, масло, 214х135

Благодаря Васнецову образ вещей птицы Гамаюн закрепился в русской культуре. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн знает всё и может предсказывать будущее, поэтому ее лицо всегда выражает печаль.

А вот ниже ещё один всем известный сказочный сюжет. Васнецов изобразил танцующую Василису Премудрую, которая заворожила всех присутствующих своим волшебным танцем.

Виктор Васнецов, иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка», 1918, холст, масло
Виктор Васнецов, иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка», 1918, холст, масло

Подобный сюжет в своей работе так же изобразил один из самых выдающихся иллюстраторов книг русских сказок Иван Билибин, кстати, именно он создал символ двуглавого орла ( PS. если вы не знали). Это художник с нелегкой судьбой, погибший от голода в Ленинграде в первую блокадную зиму. Несмотря ни на что, его творчество пропитано волшебством.

Сказка “Царевна-Лягушка”
Сказка “Царевна-Лягушка”

Оно сочетает в себе современную технику и старославянские мотивы. Каждая иллюстрация может являться полноценной отдельной картиной. Книги, оформленные Билибиным представляют собой цельный, завершенный организм. Художник продумывал каждую деталь: рисунки, шрифты, украшения, орнаменты и всё, что визуально превращает книгу в проводник в мир сказок, в мир, где по настоящему живут цари и царевичи, где летают жар птицы, а волки разговаривают человеческим голосом, где Москва выглядит как сладкий пряник, и царевны сидят в темницах. В подобные творения хочется "нырнуть" с головой и "побродить" по картинкам вместе с главными героями.

Сказка “Марья Моревна”
Сказка “Марья Моревна”
Сказка “Марья Моревна”
Сказка “Марья Моревна”
-15
Сказка “Перышко Финиста Ясно-Сокола”
Сказка “Перышко Финиста Ясно-Сокола”
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
-18
Сказка “Василиса Прекрасная”
Сказка “Василиса Прекрасная”
-20
-21
-22
-23
-24
-25
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
-27

Это лишь малая часть иллюстраций этого художника, так что если вы ещё не знакомы с книгами, оформленными Иваном Билибиным, обязательно зайдите в библиотеку или же найдите их на просторах интернета и поделитесь своей находкой с детьми, им должно очень понравиться!

Ну и последний художник, затронувший в своем творчестве темы сказочного эпоса, оперного русского искусства и литературных иллюстраций, это конечно же Михаил Врубель. Именно его кисти принадлежит самая манящая и загадочная сказочная красавица.

Михаил Врубель, "Царевна-Лебедь", 1900, холст, масло, 142х93
Михаил Врубель, "Царевна-Лебедь", 1900, холст, масло, 142х93

Художник написал Царевну-Лебедь после постановки оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", где партию Царевны-Лебедь исполняла его супруга Надежда Забела-Врубель. Несомненно, что художник был вдохновлен своей возлюбленной, но эксперты уверяют, что лицо живописной красавицы лишь отдаленно напоминает лицо супруги. Существует мнение, что Врубель наградил царевну чертами лица своей бывшей пассии Эмилии Праховой (или ее дочери Елены Праховой). Получился некий симбиоз из образов, каждый из которых привнес изюминку в облик пленительной Царевны-Лебедь.

Михаил Врубель, "Царевна Волхова", 1898
Михаил Врубель, "Царевна Волхова", 1898

Еще одна работа, вдохновленная оперой (на этот раз "Садко"), была написана двумя годами ранее предыдущего полотна. Главную партию царевны Волховы, конечно же, исполнила супруга художника. Картина полностью посвящена его супруге. Можно наблюдать неоспоримое сходство с возлюбленной художника: черты лица, длинные волнистые волосы, утонченный стан.

Сказки
3041 интересуется