Наверное большинство из нас испытывали тот искренний восторг, зарождающийся в сердце при перелистывании картинок книги русских сказок, особенно, если эти иллюстрации были выполнены такими великими художниками как Билибин, Васнецов, Врубель. Это одни из тех творцов, которым удалось соединить на своих полотнах сказочный мир с реальностью и погрузить зрителя в мир грёз и волшебства.
По мотивам русских сказок было создано немало знаменитых картин, эта тематика занимала важное место в творчестве русских художников. Совсем немногие из них имели способность уловить волшебство в повседневности, и хотим заметить, что только русские художники писали картины по мотивам сказок, песен и былин, обращаясь к древнеславянской культуре язычества. Эта тема сказочного этноса нашла свое отражение в живописи только в ХIX веке, чему послужило активное развитие фольклорных жанров в других сферах искусства: в театре, музыке и художественной литературе. Живописцы начали работать над созданием декораций для постановок, а так же занимались иллюстрированием книг.
Наиболее известный художник, посвятивший часть своего творчества сказочной тематике - это конечно же Виктор Васнецов. Он вдохновлялся волшебством, сказками, старославянскими былинами, они помогали живописцу уходить от проблем современности, погружая в мир русской старины. В этих сюжетах Васнецов завуалированно отображал свои чувства, сомнения и переживания.
Всем известна работа "Аленушка", где изображена тоскующая девушка на берегу пруда. Васнецов изобразил сюжет сказки совершенно реалистично: обычная девочка, с глазами полными печали, ее поза и одежда лишены вычурности. Героиня совершенно реальна, и ее окружает совершенно типичный русский пейзаж, наполненный атмосферой грусти и тишины. Единственной деталью, проводящей тонкую нить от реалистичного изображения к сказочному сюжету (помимо названия), является группа ласточек, устроившихся над головой Аленушки. Ласточки символизируют надежду, и их присутствие в картине намекает зрителям на счастливый финал русской сказки.
Виктор Васнецов является создателем культовых образов сказочных русских царевн. Мы уверены, что вы их прекрасно знаете.
Если на предыдущих картинах персонажи были довольно узнаваемыми, то на последующих работах, достаточно сложно понять что же за волшебные герои изображены на них.
Эти три красавицы воплощают собой три богатства, скрытых в недрах земли: золото, медь и уголь. Самая первая, гордая и надменная, которая даже не смотрит на зрителя- золотая царевна, вторая чуть менее напыщенная и более любопытная- медная, а треть самая робкая и скромная, но не менее важная- угольная царевна.
А это героини взятые из славянских поверий. Сирин и Алконост- пара противоположностей. Сирин, изображенная слева (с "дурной" стороны по славянским традициям), является вестницей печали, а светлая Алконост, в свою очередь, вестница радости. Обе птицы, символизирующие гармонию неразлучны друг с другом, они вечные спутницы человека на протяжении всей его жизни.
Благодаря Васнецову образ вещей птицы Гамаюн закрепился в русской культуре. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн знает всё и может предсказывать будущее, поэтому ее лицо всегда выражает печаль.
А вот ниже ещё один всем известный сказочный сюжет. Васнецов изобразил танцующую Василису Премудрую, которая заворожила всех присутствующих своим волшебным танцем.
Подобный сюжет в своей работе так же изобразил один из самых выдающихся иллюстраторов книг русских сказок Иван Билибин, кстати, именно он создал символ двуглавого орла ( PS. если вы не знали). Это художник с нелегкой судьбой, погибший от голода в Ленинграде в первую блокадную зиму. Несмотря ни на что, его творчество пропитано волшебством.
Оно сочетает в себе современную технику и старославянские мотивы. Каждая иллюстрация может являться полноценной отдельной картиной. Книги, оформленные Билибиным представляют собой цельный, завершенный организм. Художник продумывал каждую деталь: рисунки, шрифты, украшения, орнаменты и всё, что визуально превращает книгу в проводник в мир сказок, в мир, где по настоящему живут цари и царевичи, где летают жар птицы, а волки разговаривают человеческим голосом, где Москва выглядит как сладкий пряник, и царевны сидят в темницах. В подобные творения хочется "нырнуть" с головой и "побродить" по картинкам вместе с главными героями.
Это лишь малая часть иллюстраций этого художника, так что если вы ещё не знакомы с книгами, оформленными Иваном Билибиным, обязательно зайдите в библиотеку или же найдите их на просторах интернета и поделитесь своей находкой с детьми, им должно очень понравиться!
Ну и последний художник, затронувший в своем творчестве темы сказочного эпоса, оперного русского искусства и литературных иллюстраций, это конечно же Михаил Врубель. Именно его кисти принадлежит самая манящая и загадочная сказочная красавица.
Художник написал Царевну-Лебедь после постановки оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", где партию Царевны-Лебедь исполняла его супруга Надежда Забела-Врубель. Несомненно, что художник был вдохновлен своей возлюбленной, но эксперты уверяют, что лицо живописной красавицы лишь отдаленно напоминает лицо супруги. Существует мнение, что Врубель наградил царевну чертами лица своей бывшей пассии Эмилии Праховой (или ее дочери Елены Праховой). Получился некий симбиоз из образов, каждый из которых привнес изюминку в облик пленительной Царевны-Лебедь.
Еще одна работа, вдохновленная оперой (на этот раз "Садко"), была написана двумя годами ранее предыдущего полотна. Главную партию царевны Волховы, конечно же, исполнила супруга художника. Картина полностью посвящена его супруге. Можно наблюдать неоспоримое сходство с возлюбленной художника: черты лица, длинные волнистые волосы, утонченный стан.