Открывая очередную платежку с коммунальными платежами, Петр почувствовал привычный ему приступ расстройства. Цена услуг на коммуналку выросла, теперь она составляла стоимость восьмидесяти трёх банок его любимого пива. «Надо что-то делать с такой ситуацией», - подумал наш герой, - «Вон, соседка пенсионер-инвалид, и у неё скидка есть, вот если бы... стоп! так у меня же мать точно такой же пенсионер-инвалид!»
Словно Чичиков, оживлённый выгодным финансовым открытием, Петр стал тщательно обдумывать план своих действий. Квартира была его личная, в своё время купленная в жирные нулевые года, Петру удалось накопить денег на своё жильё. Ничего не мешало сделать мать номинальным собственником квартиры и получить ту самую заветную скидку.
«Ведь дан же человеку на что-то ум? вот на что ум!»
Проконсультировавшись бесплатно у разных специалистов (а как известно, самый дорогой совет - это бесплатный совет), Петр решил подарить свою квартиру матери, чтобы получить те самые сокровенные 50% скидки на коммунальные услуги.
Сказано - сделано. Оформили договор дарения. Мать теперь собственник, скидку оформили, все счастливы...
Время шло, платёжки уже не так сильно раздражали нашего героя, половину сэкономленных денег Петр тратил на своё любимое пиво и уже даже стал появляться пивной животик. Но судьба решила недолго баловать нашего героя. Прошло всего несколько лет, мать умерла, и пришла пора вернуть всё на круги своя - и квартиру и стоимость коммунальных платежей.
Первым делом, Петр взял завещание, свидетельство о смерти и отправился к нотариусу, чтобы оформить наследство на свою же, ранее купленную квартиру.
Собрав все необходимые справки, Петр выждал положенные законом полгода и позвонил нотариусу, чтобы узнать когда можно приходить за документами. «Ваше свидетельство на вашу долю в квартире готово, можете приходить забирать», - вежливо сказала помощник нотариуса и положила трубку.
Влажный холодок пробежал по спине у новоиспеченного наследника.
«Как?! Что?! Почему?!»
Мысли перебивали друг друга. Петр решил лично отправится к нотариусу, чтобы разобраться с недоразумением.
Всю дорогу он думал: «Как не вся квартира? У меня же завещание было. Почему только доля? Мать же написала завещание!» И так по кругу всю дорогу...
Стоит отметить, что Петр предусмотрительно подстраховался. На консультациях ему объяснили, что в случае смерти, так как он не единственный сын, то по закону будет на квартиру также претендовать его брат Федор. Поэтому, чтобы Петр был единственным наследником надо, чтобы мать сразу, после дарения, сделала завещание на Петра. Вот тогда-то комар носа не подточит, и вся квартира полностью вернётся обратно Петру. Этот вариант был наилучшем (как тогда казалось) решением. С братом у Петра были конфликтные отношения, каждый из них считал, что родители дали другому больше и незаслуженно. Поэтому, вряд ли бы Федор отказался в пользу брата от половины квартиры, положенной ему по закону...
Помощник нотариуса встретила Петра с улыбкой.
«Интересно, когда в нотариальных конторах стали улыбаться посетителям?», - подумал про себя Петр.
Узнав причину вопроса, помощник проводила наследника к человеку, который должен был наконец исправить досадную ошибку.
«Сейчас я вам все объясню», - сказал нотариус и потянулся к томику гражданского кодекса. При виде этого талмуда у Петра, второй раз за день, пробежал холодок по спине.
«Вряд ли бы он полез за этой книгой, будь ситуация в мою пользу», - подумал Петр.
Ловким движением руки нотариус открыл кодекс на нужной ему странице, выпрямил спину и начал отчетливо чеканить вслух статью 1149: «Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей...»
После этих слов Петр уже ничего не слышал. Слова «независимо от содержания завещания» расставили все точки над i.
Его брат уже давно был пенсионером. И это обстоятельство лишило Петра части квартиры. Закон есть закон. Закон не интересует внутренние отношения в семье. Квартира была на момент смерти матери, брат нетрудоспособным, всё как в изложенной нотариусом статье.
В какой-то момент Петр даже ухмыльнулься, со стороны очень комически выглядела эта нелепая ситуация.
Выйдя, после мучительной беседы от нотариуса, полностью морально раздавленный, Петр направился в сторону своего дома, туда, где он будет весь вечер будет думать, как ему теперь решать вопрос с родным братом.