Офицеры наведения знают, что одной из трудных задач выполнения вывода истребителей является перехват цели, летящей на «потолке» в стратосфере (от 11000 до 50000 метров). Практический потолок у истребителя перехватчика СУ-15 18500 метров. Цель могла лететь не выше 23000 метров, более высотные цели были не доступны. Разгон скоростей и набор высот происходили на форсажных режимах работы двигателей. Тяга двух двигателей на форсаже свыше 13000 кгс, скорость свыше 2М (М- скорость звука на высоте).
Изначально учебные перехваты потолочных целей в полку выполнялись в переднюю полусферу (ППС). Истребитель , подыгрывающий за цель, выводился по маршруту на удаление порядка 140 км от аэродрома, доходя до поворотной точки маршрута разворачивался на определенный курс с включением форсажного режима работы двигателей и набора высоты до 13000 - 15000 метров. Далее шёл по маршруту и на конечном участке, выключал форсаж , разворачивался на аэродром со снижением высоты.
Перехватчик запускал двигатели по команде с КП, в дальнейшем руководитель полетов стал применять формулу: «цель на взлётную, перехватчику запуск», которая действовала все время при перехватах на потолок в ППС. Далее в наборе до 11000 - 13000 метров отходил от аэродрома. Примерно в тоже самое время при развороте цели по маршруту, разворачивался и перехватчик с включением форсажа. Далее маневрированием по курсу, перехватчик выводился штурманом наведения в ППС цели, на определенных дальностях цель обнаруживалась, выполнялся её захват и условный пуск ракет. Если на дальности до цели 10 км, по каким – либо причинам, пуск не производился, то перехватчик выводился из атаки с отключением форсажного режима, давалось снижение и курс на аэродром посадки.
Наведение в заднюю полусферу (ЗПС) цели на форсажах требует от лётного состава и, конечно, от штурмана наведения особых навыков, четких предварительных и непосредственных штурманских расчетов. Взлёт перехватчика выполняется через одну-две минуты после вылета цели. Необходимо точно рассчитать положение цели и перехватчика их скорости, крены разворота, поэтому перехватчику подавалась команда на включение форсажа раньше, чем цели - для разгона скорости и набора высоты. Когда начинался этап сближения перехватчика с целью нервная связка штурман – лётчик особенно напряжена: обнаружить, выполнить захват цели, главное не обогнать её, отработать условный пуск ракет. От штурмана наведения требовались четкие и достоверные целеуказания: «…цель справа под пять, до цели двадцать, выше две…», «…цель по курсу, до цели восемь, выше две…». Ожидаемые доклады летчика: «….обзор, …захват,…пуск…», вздохом облегчения проносились по командному пункту, стартовому командному пункту, инженерному пункту управления. Все те, кто был заинтересован в выполнении задания наблюдали по своим экранам или слушали радиообмен. Командиры оценивали подготовку лётного состава, инженеры – работу технических систем самолета, специалисты КП – работу РЛС, связи , АСУ и всех остальных систем аэродрома.
Однажды, при выполнении перехвата потолочной цели в ЗПС штурман наведения вывел перехватчик на дальности 8-10 км, по причине неустойчивой работы прицела обнаружить цель летчику не удавалось, чтобы выполнить задание, он начал выполнять маневрирование по курсу и цель оказывалась то слева, то справа от него. От эмоционального напряжения в эфир вырвалась фраза летчика, не предназначенная для всеобщего прослушивания: «Бл…ь, да где же эта цель?». В итоге, задание все же было выполнено, прицельная система заработала и пуск ракет произведён.
Красивый самолёт, стремительные формы, многие летчики отзывались о нем с душевной теплотой. На вооружение войск ПВО был принят 30 апреля 1965 года, определен в состав комплекса перехвата Су-15-98. В данный комплекс входили следующие составляющие:
Перехватчик Су 15;
УР Р-98 в двух вариантах — с полуактивной радиолокационной ГСН и с пассивной тепловой ГСН;
Система вооружения «Орел-Д-58»;
Наземная система управления «Воздух-1М».
Всего было выпущено около 1400 Су-15 различных модификаций – они составляли костяк войск ПВО СССР. Судьба последних модификаций (Су-15ТМ, Су-15УМ) сложилась печально, большинство этих самолетов, так и не выработав свой ресурс, были утилизированы по договору об ОСВ-2 1990 г.: безжалостно разрезали автогеном, или уничтожали взрывчаткой.
Такое было время, стремительно уходящее вверх, оставляя воспоминания.