22 октября 1942 года 38 десантных судов и катеров немецких фашистов под прикрытием авиации, имея двадцатикратное превосходство по личному составу и стократное по мощи огня, использовав темную ночь и непогоду, внезапно начали обстрел и высадку десанта на остров Сухо, гарнизон которого насчитывал 79 краснофлотцев при одной батарее трехорудийного состава и четырех пулеметах.
Объектом для удара противник избрал остров Сухо не случайно. Это важнейший стратегический опорный пункт, расположенный в северной части Волховской губы, в десяти милях от Новой Ладоги, на коммуникации Новая Ладога — Осиновец-Морье, по которой двигались конвои Ладожской военной флотилии.
Сухо — насыпной каменистый островок площадью 60 на 90 метров, созданный руками русских поморов в 1891 году. Если бы фашистам удалось захватить его, то они разделили бы силы Ладожской военной флотилии, могли выйти в тыл Волховского фронта и использовали бы остров в качестве трамплина для захвата южного побережья Ладожского озера.
Операция по захвату Сухо подготовлялась тщательно, в течение нескольких месяцев. Об этом свидетельствуют документы, дневники и письма, найденные после боя в полузатонувших вражеских кораблях. Немецко-фашистское командование для успешного проведения операции решило использовать значительные силы десантных судов и авиации.
Гарнизон острова под командованием коммуниста старшего лейтенанта И.К. Гусева, находившийся поблизости дозорный тральщик «ТЩ-100» под командованием коммуниста старшего лейтенанта П.К. Каргина и дозорный морской охотник «МО-171» под командованием коммуниста старшего лейтенанта В. И. Ковалевского смело вступили в бой с вражеской эскадрой. К тому времени, когда на помощь гарнизону острова подошли наши корабли и авиация, они успели потопить один катер и поджечь несколько десантных барж. С приходом нашего подкрепления решился исход боя. Успевшие высадиться на остров гитлеровцы были уничтожены, оставшиеся на плаву корабли поспешили уйти, преследуемые кораблями Ладожской военной флотилии и авиацией Краснознаменного Балтийского флота.
...Секретарь партийной организации морского охотника № 171 старшина первой статьи Дмитрий Павлович Рытов открывает партийное собрание. Слово для доклада о задании командования и задачах коммунистов предоставляется командиру катера Владимир Иванович Ковалевский говорит о военно-морских силах врага на Ладожском озере, об опыте прошедших боев, о героическом подвиге лейтенантов Никлашевского и Богданова, которые на своих судах смело вступили в бой с двадцатью тремя кораблями противника и победили.
Затем слово взял командир носового орудия Пархоменко:
— В предстоящих боях,
— говорил он,
— мой орудийный расчет будет стрелять по-снайперски.
Выступает старшина группы мотористов Федяев:
— БЧ-5 обеспечит катер нужными ходами.
Не успело партийное собрание закончиться, как Ковалевского вызвали в штаб и передали приказ о выходе в район острова Сухо.
«Охотник» отходит от базы. Ветер три балла. Половина личного состава на вахте. Другая отдыхает в боевом снаряжении. На палубе один орудийный расчет.
Ночь ползет медленно. Спокойно. Ветер начинает усиливаться, видимость ухудшается. Под утро сигнальщик доносит командиру, что на норд-весте слышен шум моторов. Наблюдение усиливается. В 7 час. 15 мин. на расстоянии в пятьдесят кабельтовых замечаются вспышки орудий. Снаряды ложатся на остров Сухо, разрываются над маяком. Звучит сигнал тревоги. «Охотник» берет курс между маяком Сухо и вспышками артиллерийских выстрелов. Сигнальщик докладывает, что видит четырнадцать немецких десантных судов, с которых ведут обстрел острова (впоследствии было установлено, что их было тридцать восемь). Остров в сплошном пламени. Орудия острова отвечают.
«Охотник» сближается с десантниками и открывает огонь. Противник отвечает шрапнелью и фугасными снарядами, которые рвутся с недолетом. 171-й идет на сближение малым ходом. Дистанция сокращается. Снаряды врага рвутся в пяти-десяти метрах от катера. Командир маневрирует, ставит дымовую завесу. Катер развертывается и идет в атаку на противника. Огонь ведется из носовой и кормовой пушек. Крутая волна заливает носовую пушку, отбрасывает орудийный расчет, но катер продолжает огонь из других орудий. Простым глазом видны прямые попадания.
Восемь вражеских кораблей переносят огонь на советский катер. «Охотник» продолжает идти вперед. Остервеневший противник усиливает огонь. Теперь уже около тридцати орудий стреляют по «охотнику». В дополнение сигнальщик докладывает:
— Четыре «Мессершмитта-109» и четыре «Юнкерса-88» идут на катер.
«Юнкерс» развертывается и бросает бомбы. Но катер уже взял курс, обратный движению самолета, и бомбы падают за кормой. Бронебойная пулеметная трасса прошивает вражеский самолет, и он, дымясь, выходит из боя. Остальные самолеты врага трусливо удирают прочь. Советский катер развертывается и снова идет в атаку на вражеские суда. Боезапас на верхней палубе на исходе. Помощник командира катера комсомолец Алексеев спускается в трюм и подает боезапас. Во время боя выходит из строя рация. Связист Викулов быстро ее исправляет.
На 171-м было видно, как героически сражался с врагом у острова Сухо и дозорный корабль «ТЩ-100» старшего лейтенанта Петра Константиновича Каргина. В критическую для тральщика минуту боя, когда вода вокруг корабля буквально кипела, «МО-171» поставил дымовую завесу, облегчил маневр и спас тральщик от прицельного огня противника.
Семь раз ходил катер «МО-171» в атаку на врага, пока не подошли корабли Ладожской военной флотилии. Свое обязательство, данное на партийном собрании, коммунисты выполнили.
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ