Найти в Дзене
Записки истории

🌟Воспоминание А. Панфилова — участника боев за остров Сухо на Ладоге

22 октября 1942 года 38 десантных судов и катеров немецких фашистов под прикрытием авиации, имея двадцатикратное превосходство по личному составу и стократное по мощи огня, использовав темную ночь и непогоду, внезапно начали обстрел и высадку десанта на остров Сухо, гарнизон которого насчитывал 79 краснофлотцев при одной батарее трехорудийного состава и четырех пулеметах.

Орудийный расчет артиллерийской батареи о. Сухо, отличившийся в бою. Слева направо: командир орудия к/о П.Г. Зубков, к/ф Андросов, Карпетин, Смирнов, Филонов. 1942 г.
Орудийный расчет артиллерийской батареи о. Сухо, отличившийся в бою. Слева направо: командир орудия к/о П.Г. Зубков, к/ф Андросов, Карпетин, Смирнов, Филонов. 1942 г.

Объектом для удара противник избрал остров Сухо не случайно. Это важнейший стратегический опорный пункт, расположенный в северной части Волховской губы, в десяти милях от Новой Ладоги, на коммуникации Новая Ладога — Осиновец-Морье, по которой двигались конвои Ладожской военной флотилии.

Бронекатера Ладожской военной флотилии в походе. На переднем плане бронекатер проекта 1124.
Бронекатера Ладожской военной флотилии в походе. На переднем плане бронекатер проекта 1124.

Сухо — насыпной каменистый островок площадью 60 на 90 метров, созданный руками русских поморов в 1891 году. Если бы фашистам удалось захватить его, то они разделили бы силы Ладожской военной флотилии, могли выйти в тыл Волховского фронта и использовали бы остров в качестве трамплина для захвата южного побережья Ладожского озера.

Ладога — остров Сухо. Автор: Баир Иринчеев. Съемка острова с квадрокоптера.
Ладога — остров Сухо. Автор: Баир Иринчеев. Съемка острова с квадрокоптера.

Операция по захвату Сухо подготовлялась тщательно, в течение нескольких месяцев. Об этом свидетельствуют документы, дневники и письма, найденные после боя в полузатонувших вражеских кораблях. Немецко-фашистское командование для успешного проведения операции решило использовать значительные силы десантных судов и авиации.

Рисунок захваченного в ходе боя немецкого парома «Зибель»
Рисунок захваченного в ходе боя немецкого парома «Зибель»

Гарнизон острова под командованием коммуниста старшего лейтенанта И.К. Гусева, находившийся поблизости дозорный тральщик «ТЩ-100» под командованием коммуниста старшего лейтенанта П.К. Каргина и дозорный морской охотник «МО-171» под командованием коммуниста старшего лейтенанта В. И. Ковалевского смело вступили в бой с вражеской эскадрой. К тому времени, когда на помощь гарнизону острова подошли наши корабли и авиация, они успели потопить один катер и поджечь несколько десантных барж. С приходом нашего подкрепления решился исход боя. Успевшие высадиться на остров гитлеровцы были уничтожены, оставшиеся на плаву корабли поспешили уйти, преследуемые кораблями Ладожской военной флотилии и авиацией Краснознаменного Балтийского флота.

Разбитая немецкая десантная баржа после разгрома немцев у о. Сухо.
Разбитая немецкая десантная баржа после разгрома немцев у о. Сухо.

...Секретарь партийной организации морского охотника № 171 старшина первой статьи Дмитрий Павлович Рытов открывает партийное собрание. Слово для доклада о задании командования и задачах коммунистов предоставляется командиру катера Владимир Иванович Ковалевский говорит о военно-морских силах врага на Ладожском озере, об опыте прошедших боев, о героическом подвиге лейтенантов Никлашевского и Богданова, которые на своих судах смело вступили в бой с двадцатью тремя кораблями противника и победили.

Команда МО-171 Ладожской военной флотилии. Изображены Ковалевский В.И. — командир катера, ст. лейтенант; Пилипенко С. — рулевой; Федоренко А. — сигнальщик; Погоняев Павел Николаевич — у рубки; старшина I статьи Силин А. — командир отделения, комендор; старшина I статьи Пархоменко Т. — комендор; Дубина Т. — минер; Горшенин В. — у орудия. Год и место съемки — 1942 год, бухта Морье.
Команда МО-171 Ладожской военной флотилии. Изображены Ковалевский В.И. — командир катера, ст. лейтенант; Пилипенко С. — рулевой; Федоренко А. — сигнальщик; Погоняев Павел Николаевич — у рубки; старшина I статьи Силин А. — командир отделения, комендор; старшина I статьи Пархоменко Т. — комендор; Дубина Т. — минер; Горшенин В. — у орудия. Год и место съемки — 1942 год, бухта Морье.

Затем слово взял командир носового орудия Пархоменко:

— В предстоящих боях,

— говорил он,

— мой орудийный расчет будет стрелять по-снайперски.

Выступает старшина группы мотористов Федяев:

— БЧ-5 обеспечит катер нужными ходами.

Не успело партийное собрание закончиться, как Ковалевского вызвали в штаб и передали приказ о выходе в район острова Сухо.

Тральщик «ТЩ-100», учавствовавший в бою у о. Сухо в октябре 1942 года.
Тральщик «ТЩ-100», учавствовавший в бою у о. Сухо в октябре 1942 года.

«Охотник» отходит от базы. Ветер три балла. Половина личного состава на вахте. Другая отдыхает в боевом снаряжении. На палубе один орудийный расчет.

Ночь ползет медленно. Спокойно. Ветер начинает усиливаться, видимость ухудшается. Под утро сигнальщик доносит командиру, что на норд-весте слышен шум моторов. Наблюдение усиливается. В 7 час. 15 мин. на расстоянии в пятьдесят кабельтовых замечаются вспышки орудий. Снаряды ложатся на остров Сухо, разрываются над маяком. Звучит сигнал тревоги. «Охотник» берет курс между маяком Сухо и вспышками артиллерийских выстрелов. Сигнальщик докладывает, что видит четырнадцать немецких десантных судов, с которых ведут обстрел острова (впоследствии было установлено, что их было тридцать восемь). Остров в сплошном пламени. Орудия острова отвечают.

М.В. Петров-Маслаков. Бой за остров Сухо.
М.В. Петров-Маслаков. Бой за остров Сухо.

«Охотник» сближается с десантниками и открывает огонь. Противник отвечает шрапнелью и фугасными снарядами, которые рвутся с недолетом. 171-й идет на сближение малым ходом. Дистанция сокращается. Снаряды врага рвутся в пяти-десяти метрах от катера. Командир маневрирует, ставит дымовую завесу. Катер развертывается и идет в атаку на противника. Огонь ведется из носовой и кормовой пушек. Крутая волна заливает носовую пушку, отбрасывает орудийный расчет, но катер продолжает огонь из других орудий. Простым глазом видны прямые попадания.

Десантные суда противника на рифах у о. Сухо.
Десантные суда противника на рифах у о. Сухо.

Восемь вражеских кораблей переносят огонь на советский катер. «Охотник» продолжает идти вперед. Остервеневший противник усиливает огонь. Теперь уже около тридцати орудий стреляют по «охотнику». В дополнение сигнальщик докладывает:

— Четыре «Мессершмитта-109» и четыре «Юнкерса-88» идут на катер.

«Юнкерс» развертывается и бросает бомбы. Но катер уже взял курс, обратный движению самолета, и бомбы падают за кормой. Бронебойная пулеметная трасса прошивает вражеский самолет, и он, дымясь, выходит из боя. Остальные самолеты врага трусливо удирают прочь. Советский катер развертывается и снова идет в атаку на вражеские суда. Боезапас на верхней палубе на исходе. Помощник командира катера комсомолец Алексеев спускается в трюм и подает боезапас. Во время боя выходит из строя рация. Связист Викулов быстро ее исправляет.

И.Родионов. Бой у острова Сухо.
И.Родионов. Бой у острова Сухо.

На 171-м было видно, как героически сражался с врагом у острова Сухо и дозорный корабль «ТЩ-100» старшего лейтенанта Петра Константиновича Каргина. В критическую для тральщика минуту боя, когда вода вокруг корабля буквально кипела, «МО-171» поставил дымовую завесу, облегчил маневр и спас тральщик от прицельного огня противника.

Семь раз ходил катер «МО-171» в атаку на врага, пока не подошли корабли Ладожской военной флотилии. Свое обязательство, данное на партийном собрании, коммунисты выполнили.

Маяк на острове Сухо, поврежденный в ходе боя 22 октября 1942 года. Хорошо видны места попадания снарядов, выпущенных орудиями с немецких паромов «Зибель».
Маяк на острове Сухо, поврежденный в ходе боя 22 октября 1942 года. Хорошо видны места попадания снарядов, выпущенных орудиями с немецких паромов «Зибель».

⭐⭐⭐

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ

Еще больше интересных историй читайте на канале «ЗАПИСКИ ИСТОРИИ»