Найти тему
obozrov.ru

Лень

Взгляд на лень в широком философском смысле. Градации степеней лени, ее польза и вред.

Ленивец
Ленивец

«Лень» в современном рациональном мире традиционно считается отрицательным качеством и противостоит "деятельности" с очевидно положительным аспектом понимания. Навешивание категоричных ярлыков (типа негатив-позитив или добро-зло) одна из главных проблем современного мира.

Представьте, что если бы в математике отрицательные числа были "злыми", а положительные – "добрыми". Ведь глупо же. Лишь одна операция смены знака и по мановению волшебной палочки «-» вдруг добро становится злом, и наоборот. В математике это раз плюнуть, а в реальной жизни это трагедия.

Чтобы разобраться в жизненных вопросах вместо заранее предосудительных или поощряемых терминов заменим их на аналоги, без каких-либо оценочной коннотации. Лень мы будем называть «состояние покоя», а деятельность – «состояние движения». Все мы понимаем, что оба состояния имеют место быть в мире волне натуральным образом и нет никакого противостояния между ними.

Но не спешите с самооправданием собственной лености, не все так просто.

Челень
Челень

Я не спроста ввел не отдельные термины, а с уточнением «состояние». Принято считать, что два принципа жизни леность (раздолбаи) и деятельность (трудоголики) это две разных вселенных. И путешествие между ними затратно примерно как полет на Луну. У страха глаза велики, поэтому обе категории людей "покойники" и "двигатели" психологически отказываются менять что-либо в жизни. У одних не хватает жизненной энергии, чтобы что-то сделать, а у других не хватает силы духа, чтобы остановиться и оценить то, что он делает, куда он движется.

Но если учесть, что мы говорим не о поездках или полетах, а о смене состояния, то все становится вполне доступным. Несколько десятилетий назад в мир вошла новая концепция работы с состоянием. Она заключается в том, что нет необходимости перемещать свое тело, но достаточно переместить т.н. точку сборки или точку концентрации своего внимания. То есть чтобы отдохнуть и войти в состояние покоя не нужна машина, бензин, мясо, угли и мангал. Наоборот это не дает покоя, а только меняет вид деятельности. Хорошо, отдых есть, но такой важной составляющей как покой, которая нужна для оценки своей собственной деятельности, так и не наступает.

Есть древняя рекомендация для пропорции покоя и движения 1:6. То есть из семи дней своей активной жизни один обязательно нужно находиться в покое. Покой сверх этой меры – есть лень и это плохо. Глубинная суть семеричной концепции рассмотрена в нашей статье Большой взрыв творения.

Весь диапазон принципа «покой», как единый градиент, можно разделить на условные этапы, отличающиеся друг от друга количественно и/или качественно:

○ → спокойствие → покой → консерватизм → лень → депрессия → уныние → ●

Последняя точка – смерть. Поскольку уныние – смертный грех. Все смерти, связанные с унынием, – позорные смерти. К ним относятся: самоубийство, смерть от алкоголя или наркотиков и т.п. С неформального плана завещана кара за такие смерти – стирание памяти об этой сущности. Там у себя на верху душа подвергается страшному суду. Либо ей дается еще один шанс, либо казнь через чистилище, что есть вторичная переработка или форматирование вечного эфира, из которого состоит душа, в сырье для новых душ.

Человекам заповедано не хоронить таких людей рядом с другими на кладбище и не устанавливать памятники. Но если рациональное человечество решило пренебречь этим заветом, то пусть само копошится в своей памяти. Сами решают, каким героям не ставить памятник, а каким слизнякам – повыше и побогаче (с электрическими огоньками).

Хотя какие-то принципы были сохранены. Например дезертирство (духовное самоубийство) могло быть наказана вплоть для лишения физической жизни. Самоубийство делает это автоматически. Даже застрелиться чтобы не попасть в плен или  эвтаназия – по большому счету это слабость духа. Испытания (экзамены) даны не для того, чтобы увиливать от них.

Паникерство (уныние в действие) наказывалось аналогично и на месте. Это единственные элементы земного суда, являющиеся аналогом страшного суда. Обыденное же формальное земное судопроизводство – это унылая карикатура на небесный суд.

Полным аналогом небесного суда был т.н. Суд Соломона. Разница его с нынешним состоит в следующих моментах:

  • Суд неформален.
  • Никаких экспертов, заседателей и коллегий.
  • Окончательный приговор выносит одна личность с недюжинной мудростью и решительностью.

Это настоящий Верховный Суд. В данном случае личностью был сам Соломон. Но на нем традиция еще не была утеряна. В Древнем Риме провинция управлялась верховным судьей и губернатором в одном флаконе. Должность называлась Прокуратор/Игемон (представитель Гегемона). См. Прокуратор Пилат Понтийский.

Что представляет собой современный Верховный Суд? Кучка трусливых профессоров юриспруденции, от которых мудростью и не пахнет. Вся их решительность состоит в решительном голосовании, чтобы невозможно было предъявить претензии кому-то конкретному. Убожество! А все претензии перенаправляются к демократии в целом. По крайне мере в современной (извращенной) ее форме.

Наша жизнь делится на недели. Это оптимальный промежуток для отдыха от работы и скорее не столько "активного" сколько в виде сосредоточения на делах прошедший недели и оценки безупречности своих действий и решений. Анализ того, что следует поменять. С приходом христианства воскресенье было предназначено для мини-воскрешения свой души, если она могла начать заблуждаться на работе. Было принято ходить в церковь, слушать проповеди и причащаться.

Если вы не воцерковлены или вообще не верующий, то все равно отношения с душой вас касаются, поскольку от этого зависит ваш характер. Нет необходимости идти в церковь или медитировать сидя взаперти дома. Можно уехать на природу, но не для пьянки-жрачки, а побыть в отдохновении от городской суеты и подумать за жизнь.

А если вы работник умственного труда, то неплохо съездить в деревню и поработать физически на природе. Прополоть сорняки например. Чтобы ваши мудрые мысли не заходил в заумь, а были связаны и с народом, а не только с интеллигенцией в вашем окружении и их прислугой.

У иудеев есть специальный день в неделе, называемый «шаббат», когда категорически запрещается что либо делать в этот день. Запрет на столько суров, что возникают курьезы, можно ли делать то или иное действе, связанное с обслуживанием своего тела. Если шаббат нужен для наведения чистоты в душе (сознании), то для наведения чистоты в бытии используется субботник.

Почему в субботу, а не в воскресенье? Потому, что они торопыги и трудоголики. Не будь такого строгого шаббата, они бы давно сгорели на "избранной" работе. Ну и спесь тоже имеется, не хотят они быть, как другои народы. Синдром прислуги наверное.

Почему выходные в субботу и воскресенье. Чтобы ублажить ваших и наших. Лично я считаю, что хватило бы одного, а то лень начинает мурлыкать уже по пятницам.  А в какой день недели, пусть каждый сам для себя решает, без объяснения причин. В конце концов не производство, не контора от отгула работника никогда не останавливали. Незаменимых нет! А то сейчас без выходных работают только магазины – промоция потребления однако. Социальное развитие менее важно, чем торгашество.

Кстати в одной стране третьего мира из-за множества торговых центров, верхние этажи которых простаивают, появилась тенденция вместо бутиков открывать филиалы государственных организаций для работы с посетителями. Началось все с приема почтовых отправлений, а теперь там муниципальная регистрация (загс, прописка, налоги и пр.), миграционная приемная и т.д. Естественно они работают без выходных и приближены к народу. Что, слабо так же сделать?

Таким образом начинать новую жизнь (или продолжать старую, но по-новому) надо в понедельник (или воскресенье). По крайней мере Христос, рожденный в иудаизме, именно так и сделал. Начинать новую жизнь со следующего месяца – это уже явная лень с фиговым листком. А Новогодняя резолюция – вообще фиго́вый листок. Тетя Фима в тапочках, однажды сидя на диване, пошутила, что сменит тапочки в новом году, а все повелись на эти шутку.

Тапочки тети Фимы
Тапочки тети Фимы

Лень – как заколдованный круг. Надо приложить усилия, чтобы из него выбраться и начать делать что-то полезное для себя и других. И чрезмерная активная деятельность – тоже заколдованный круг огня, заставляющий активно делать что-либо только для себя и использовать для этого других. Этот огонь сжигает самого его носителя и других вокруг. Трудно остановиться и подумать, для чего все это делается.

Неуправляемое движение огня по инерции не несет ничего хорошего. Не потому ли в деятельной Европе полыхали костры инквизиции даже не смотря на крещенскую воду?

И то и другое есть зло, называемое радикализмом – чрезмерность любого рода из-за потери чувства меры. Как бы не звучало странно, но лень это радикализм покоя со всеми вытекающими проблемами. Путь меры сейчас узок и извилист, у каждого свой. Но что мешает проторить узкую тропинку в широкий тракт для всего человечества? Для этого нужен разум и любовь к этому человечеству. По отдельности не работает – подтверждено опытом всего человечества.

Академический термин, описывающий последствия лени, называется «Энтропия»