Особых иллюзий у защитников русских школ в Латвии не было. Ведь и в 2005 году Конституционный суд поддержал введение в стране билингвальной модели образования, которая оставила школам нацменьшинств лишь 40 процентов предметов для изучения на родном языке. Правда, тогда все же делалась оговорка о необходимости проведения мониторинга эффективности реформы. Этого сделано не было. Тем не менее власти Латвии в 2018 году утвердили поправки, предусматривающие фактически полный перевод школьного образования на латышский язык обучения. Весной 2019-го группа депутатов от партии «Согласие» под давлением русской общины обратилась с иском в Конституционный суд.
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
Высшая судебная инстанция Латвии признала законной ликвидацию русскоязычного образования в стране. Это касается государственных школ. Иски по частным школам будут рассмотрены летом.
Поправки к Закону об образовании предусматривают с сентября 2019 года переход к обучению на латышском языке в средней школе, а с 1 сентября 2021-го будет осуществлен полный перевод всех школ на государственный язык. По статистике, в Латвии проживает около 1 миллиона 900 тысяч жителей, для 37 процентов из них русский является родным языком, хотя он официально считается в стране иностранным. Не вдаваясь в подробности, отметим, что, по мнению судей, нацменьшинства при обучении на латышском языке быстрее должны интегрироваться в общество. Были приняты во внимание аргументы авторов реформы, заверяющих, что обучение всех учащихся на одном языке якобы обеспечит им равные права на получение образования и работу в Латвии и поможет созданию единой нации…
Политики, пытавшиеся оспорить в суде поправки, указали на три статьи Конституции, которые нарушила школьная реформа: о запрете на дискриминацию, о праве на образование и о защите национальных меньшинств. Кроме того, был нарушен латвийский закон о правах ребенка, где говорится, что каждый ребенок имеет право на образование на родном языке. Поправки также противоречат целому ряду международных документов, в том числе рамочной Конвенции о защите нацменьшинств и Европейской конвенции по правам человека. На это Латвии уже указывали и в ООН, и в Совете Европы, и в ОБСЕ. Рамочная конвенция, ратифицированная Латвией в 2005 году, предусматривает право родителей выбирать форму образования для своих детей в соответствии с их философскими и религиозными убеждениями. Например, когда на Северном Кипре, занятом турками, запретили учиться в школе на греческом языке, ЕСПЧ признал это нарушением прав на выбор языка образования. Так же было в Приднестровье, когда детей лишили возможности учиться на молдавском языке в латинской транскрипции. В Албании в 1935 году Международный уголовный суд при Лиге Наций констатировал нарушение прав нацменьшинств, когда их насильно всех заставляли учиться только на албанском языке…
В ИСКЕ – ОТКАЗАТЬ!
Но если международные рекомендации для латвийских судей – не указ, то оставалась надежда, что они прислушаются к мнению профессионалов: педагогов из школ нацменьшинств. В качестве экспертов в суд были приглашены директора трех рижских школ. Все они заявили о неготовности русских школ к языковой реформе. Так, директор Ринужской гимназии Денис Клюкин отметил, что, если перевести детей, которым и без того не дается учеба в школе, еще и на неродной язык обучения, они совсем перестанут воспринимать информацию. Как рассказала директор другой гимназии – Светлана Семенко, уже в этом учебном году в качестве эксперимента в одном из седьмых классов они начали преподавать все предметы только на госязыке. Проблемы начались практически сразу же: часть детей перестали ходить на уроки, успеваемость остальных резко упала, кроме того, выросла агрессивность учеников. Никаких методик преподавания детям на неродном языке как не было, так и нет. Большая часть учащихся не сможет преодолеть эти сложности, что приведет к потере интереса к учебе и педагогической запущенности. Директор другой школы, доктор педагогики и бакалавр права Наталья Рогалева, отметила, что все эти годы никто не обучал и не готовил русскоязычных учителей вести предметы на латышском языке.
В русских школах Латвии остро не хватает как учителей латышского языка, так и педагогов-предметников, способных вести уроки на латышском языке. А учитывая то, что как раз сейчас в Сейме Латвии рассматривается вопрос об обязательной ежегодной переаттестации всех учителей школ нацменьшинств, школы могут вообще опустеть. В Министерстве образования уже прозвучала идея приглашать в качестве помощников студентов педагогических вузов, что тоже вряд ли положительно отразится на качестве образования. Детям придется тратить на освоение учебного материала на неродном для них языке значительно больше времени. Значит, им надо будет отказаться от занятий спортом, музыкой, изобразительным искусством. Не будет времени ни для чтения книг, ни для обычных детских игр...
Если в начальной школе не объяснять детям материал на родном языке, качество его усвоения наверняка будет страдать. И об этом тоже говорили в суде педагоги. Существует риск потери содержания предмета в старших классах с введением таких предметов, как химия, физика, геометрия, биология, где много сложных научных понятий, которые даже на родном языке не все ученики успешно могут усвоить.
Казалось бы, аргументы профессионалов, а также письменное обращение сообщества родителей к конституционным судьям должны были быть приняты судом во внимание. Но, увы, суд не нашел достаточных оснований требовать особого отношения к детям, чьим родным языком не является государственный…
АССИМИЛИРУЙСЯ ИЛИ ПОЛУЧИ ПО РУКАМ!
По мнению депутата Европарламента Мирослава Митрофанова, школьная реформа нацелена на создание условий для насильственной ассимиляции русских в Латвии. «В качестве положительного примера «отец» школьной реформы – экс-министр образования, а ныне депутат Европарламента Шадурскис – ссылался на опыт Эльзаса во Франции, – говорит Митрофанов. – После окончания Второй мировой войны живших здесь немцев заставляли отказываться от родного языка, учиться в школе и говорить только на французском. Мне довелось как-то пообщаться с пожилым таксистом, который как раз учился в 1950-х годах в такой школе. Он рассказывал, как учителя их били металлической линейкой по рукам за каждое немецкое слово. Сейчас потомки немцев во Франции свой язык уже утратили. То же самое хотят сделать и с русскими в Латвии».
Что ж, похоже, все к тому идет. К примеру, в латышских школах русским детям между собой по-русски лучше не говорить – сделают замечание. В этом году не все русские школы в Риге решились праздновать у себя Масленицу. Во многих, еще пока русскоязычных детских садах утренники уже проводят исключительно на государственном языке.
Да, конечно, остается еще надежда на Европейский суд по правам человека, куда непременно последуют обращения от представителей нацменьшинств Латвии. Но, как предупреждают правозащитники, шансы на успех невелики. Во-первых, не исключено, что рассмотрение этого дела может начаться спустя годы. Во-вторых, ЕСПЧ вопросами образования занимается крайне редко.
Посольство России в Латвии выступило с критикой решения Конституционного суда, заявив, что латвийское правосудие на самом высоком уровне оказалось неспособно гарантировать представителям нацменьшинств реализацию их неотъемлемых прав. «Это решение никоим образом не способствует консолидации латвийского общества, а лишь создаст дополнительные проблемы для русскоязычных школьников и их родителей, а также учителей. Будем надеяться, что международные структуры в очередной раз все-таки помогут латвийским коллегам сделать «работу над ошибками», – отмечено на сайте посольства.
Раскритиковал решение суда и первый зампред комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. По его словам, в Латвии осуществляется притеснение всех, кто хоть в какой-то степени занимает отличную от официальной позицию в отношении русского образования. «Вопиющим нарушением прав» назвал решение латвийского суда член комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
Да, после оглушительного решения высшего суда Латвии у многих родителей, учителей, учеников и их бабушек и дедушек настроение упало. В социальных сетях начали активно обсуждать альтернативные варианты – от домашнего обучения до эмиграции. Но наиболее активная часть русской общественности Латвии все же решила продолжить борьбу за будущее своих детей. Партия «Русский союз Латвии» требует от властей соблюдения всех прав нацменьшинств. В Европарламенте они уже заручились поддержкой 116 депутатов, подписавших обращение к руководству Латвии за сохранение русского образования. РСЛ поддерживают левоцентристская Европейская партия зеленых, часть социалистов и представители венгерских общин, которым близки и понятны проблемы русскоязычного меньшинства.
В прошлом году многие родители учащихся русских школ поддались уговорам политиков из партии «Согласие», призывавших к мирным компромиссам. Лидер «Согласия», мэр Рижской думы Нил Ушаков назвал протестные марши защитников русских школ балаганом, заверяя, что все вопросы надо решать юридическим путем. В качестве утешения Ушаков пообещал ввести в русских школах дополнительные уроки на родном языке для тех, кто не поймет, что говорилось на государственном. Но вот и юридический путь потерпел фиаско, да и самого мэра уже сместили с должности за недостаточный контроль за расходованием средств, так что и обещанные дополнительные бесплатные уроки для русских детей тоже, скорее всего, так и останутся благими предвыборными намерениями…
СВОБОДА НЕ ДЛЯ ВСЕХ?
Лидер «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок призвала сограждан не сдаваться: «Решение Конституционного суда Латвии о языке образования доказало, что в Латвии нет независимой судебной власти. Наши конституционные судьи поступились своей репутацией для того, чтобы принять решение, подтверждающее стратегическую задумку – полностью уничтожить в Латвии русский дух, русскую культуру. Сделать это планируется посредством образования, через насильственную ассимиляцию наших детей и внуков. Все аргументы, приведенные в сегодняшнем решении Конституционного суда, категорически противоречат общепринятым международным нормам. Судьи заявили, что все международные рекомендации (а они все – отрицательные, критические по отношению к реформе) – это, мол, только рекомендации, а меньшинство должно заботиться о правах и интересах большинства. Мнение самого национального меньшинства не было принято во внимание. Еще раз было доказано, что только четкая позиция, только твердое сопротивление, только демонстрация нашего несогласия с насильственной ассимиляцией, с уничтожением Русского мира в Латвии, русской культуры, русских традиций, нашей исторической памяти – только это заставит к нам прислушаться».
По призыву РСЛ 1 мая около 5 тысяч жителей Латвии приняли участие в массовом марше солидарности в защиту русского образования. На демонстрацию в Ригу приехали жители из Резекне, Даугавпилса, Елгавы, Екабпилса, Айзкраукле, Саласпилса, Юрмалы… В этом году Рижская дума не разрешила демонстрантам пройти по главной улице латвийской столицы – Бривибас, что в переводе с латышского означает «Свобода», и колонна с красными шарами, плакатами и флагами РСЛ направилась к центру города по параллельным улицам. Народ продемонстрировал властям свое категорическое несогласие с политикой дискриминации и лингвистического геноцида русской общины, веками жившей на этой земле. Люди громко скандировали: «Наши школы – наше право!», «Верить, бороться, не ныть – русским школам быть!» На этот раз к «Русскому союзу Латвии» присоединилась «Родительская шеренга», пусть и не столь многочисленная, как хотелось бы. Но в следующем году, когда дискриминационная школьная реформа ударит по тысячам детей, есть надежда, что очнутся и остальные. Активисты из числа родителей выступают за принятие специального закона об образовании для школ нацменьшинств. По их мнению, принятие такого закона позволило бы латвийским властям «интеллигентно» выйти из создавшейся ситуации и снизить накал напряженности в стране. В Латвии начался сбор подписей под этой инициативой. «Родительская шеренга» шла под флагами Латвии и с табличками в руках, на которых на латышском языке было написано: «Я – Латвия!», напоминая властям, что русские – такой же народ страны, как и другие ее граждане…
На Эспланаде, у памятника латышскому поэту Янису Райнису, который, к слову, высоко ценил и русскую культуру, и русский язык, состоялся митинг. Выступавшие политики Татьяна Жданок, Мирослав Митрофанов, Андрей Мамыкин призвали родителей и единомышленников не сдаваться. Борьба будет продолжена. Об этом говорил и представитель родительского движения Дэги Караев, вышедший на трибуну с государственным флагом: «Латвия – наша страна, и пока у нас существует свобода волеизъявления, мы будем бороться за свои права, мы хотим дать нашим детям возможность получать образование на родном языке. Мы хотим видеть в своих детях и внуках самих себя и – это тоже наше неотъемлемое право!»
В митинге принимали участие и представители молодежи, недавно вставшие в ряды РСЛ. Юрист Андрей Пагор сказал, обращаясь к протестующим: «Хочу признаться – я люблю эту страну. Я вырос, учился и служил в Латвии. На мой взгляд, ликвидация образования на родном языке – это история позора. Уже почти тридцать лет власти не проявляют политической воли, чтобы решить проблему неграждан, и это тоже – история позора. Призывать к сносу памятника борцам с нацизмом – история позора. Ежегодно чествовать в центре Риги 16 марта латышских легионеров Ваффен СС – это история позора! И мы категорически против этого! Мы должны продолжать думать и говорить по-русски – никто не имеет права запрещать нам это!»
Верить, бороться, не ныть…