Найти тему
Записки про астму

7. Одышка на физическую активность и наши "физкультурки".

фото с сайта multiurok.ru
фото с сайта multiurok.ru

Одним из факторов –провокаторов одышки у сына была физическая активность.

Это на самом деле беда. Чем должны заниматься дети по идее? Правильно, бегать!
Если вспомнить себя в детстве, то мы без остановки бегали. Постоянно. Все игры, так или иначе, у нас включали в себя необходимость бежать. Короче, в норме дети - это подвижность.

А тут, вот, не получалось… От слова совсем.

Началось всё с того, что еще в 2 с лишним года как-то раз я попытался дать сыну физическую нагрузку - посадил на велик и предложил проехаться быстро до конца улицы и обратно. Бежал рядом и всячески подбадривал: «Давай-давай, вперед, молодец!».

Ребенок вдруг стал кашлять. Носогубный треугольник посинел…я схватил его в охапку, вместе с великом, и побежал уже сам, как можно быстрее.
Дома мы сняли одышку сальбутамолом. Все обошлось. Связи между причиной и следствием мы тогда не поняли. Впоследствии она стала очевидна: поднялся ребенок пешком на второй этаж – одышка. Попрыгал на батуте – одышка. Покидал мячик – одышка.

Мириться с этим не хотелось. Пацан должен быть если не спортсменом, то спортивным. Поджарым. Мяч пинать, в догонялки бегать. На велике кататься. Опять же, побороться тоже надо. А иногда и подраться.

А у нас с этим – полный швах… Ножки – палочки, ручки – палочки… Под глазами синячки вечные…

В общем, рассудили мы с женой так: если не пытаться, то точно ничего не получится.

Ребенок растет, будет становиться больше, выше, будут расти его физические возможности, размер и жизненная ёмкость легких. Пока идёт рост, можно какие-то навыки развить.

И вот, примерно после того, как сыну исполнилось 4 года, начали мы заниматься с ним «физкультуркой». Раньше - просто не получалось. Просвета между приступами не было.

Довольно долго мы занимались сами дома. В межприступный период.
Заниматься классической «утренней гимнастикой» ребенок не хотел, ему это было скучно. Тогда я стал придумывать разные «активности», похожие на детское баловство. Например, бой подушками от дивана. Или пластиковыми бутылками от газировки. Или кидание друг в друга мячом (ну или подушками….ну или бутылками). Подныривание под скамейку, вращение «как юла» на месте….
Чуть позже мы добавили «задиристые элементы»: я изображал негодяя - хулигана, а сын должен был отбиваться. Как может. Пришлось купить себе боксерский шлем, потому что мало-помалу ударчики и пощечины сына становились все более хлесткими, а чтобы нормально отработать движения рук нужно было, чтобы он помахал ими до испарины….

-2

Кроме того, размашистые движения руками были своего рода, дренажом: они помогали отхождению мокроты, которой у астматиков образуется много. На ней прекрасно развивается любая инфекция, и ни в коем случае нельзя, чтобы это море мокроты «зацвело». Её надо любой ценой отводить, дренировать лёгкие.
Поначалу такие игры приводили к одышкам. Одышки мы купировали. Начинать такую игру снова можно было только на следующий день
. Срывы и одышки очень огорчали…Да что там, тяжело демотивировали. Но, мы продолжали, помаленьку наращивая темп занятий, количество повторений. Надо же было во что-то верить…

Но, такие игры на самом деле очень развивают ребенка.

Переносимость физ.нагрузки повышается. Очень – очень медленно. Уже примерно через год занятий ребенок мог поиграть с детьми в детском клубе в городке – лабиринте, без одышки поднимался на 2-3 этаж по лестнице, проехать не спеша по парку на велосипеде. Стал пытаться играть с детьми в догонялки.
Конечно, мы боялись. Всем педагогам с которыми мы оставляли ребенка, всем родственникам, если таковые выражали желание погулять с ним, мы вручали подробную памятку с алгоритмом оценки его состояния и указаниями по первой помощи, а также «ремкомплект» - переносной ультразвуковой небулайзер с раствором вентолина или баллончик – ингалятор, антигистаминные капли. Естественно, не все брали на себя такую ответственность.

Когда сыну исполнилось примерно 6 лет, мы купили классную шведскую стенку с откидными подлокотниками, кольцами, канатом и турником. А еще в комплекте шла откидная скамья и штанга на 50 кг! Но это, конечно, пригодилось очень потом, лет через 7-8 .

Вот тогда я начал «грузить» его отягощениями. Он выполнял приседания со школьным рюкзаком, в который я добавлял «блинчики» от штанги. 2.5 кг, 5 кг. Лет после 10 уже и по 10-15 кг «навешивал».

Конечно, всеми вышеперечисленными занятиями ребенок не стал бы заниматься сам по себе. Папа выполнял роль «ЦК КПСС» и «гнул линию партии». Но, надо отдать должное, сын втянулся, и проявил характер: серьезных «забастовок» на этой почве у нас не было.

-3

А вот лазить по шведской стенке и «болтаться» на турнике – вот тут его заставлять было не нужно. Эти «лазилки» - тоже прекрасная «развивашка». Развивается практически все: кисти, руки, торс, спина…
А для координации движений эти занятия вообще мега-полезны, они дают базу для дальнейших активных игр на спортивных городках во дворах. Для беготни по гаражам и прочим детским «гаджетам».
Лучше подготовка – меньше риска травм.

-4

Постепенно, «физкультурки» стали нашим стилем жизни. Папке с мамкой пришлось соответствовать, тоже заниматься, хотя бы для вида)))
А на горизонте в полный рост вставала проблема: как начать ходить в спортивную секцию… Сын хотел, мы тоже мечтали об этом, но наши попытки раз за разом терпели неудачи….
Нормально пойти в спортивный зал к тренеру сын смог только к 9 годам.
Но это уже отдельная интересная история.

Плавать он научился только в 12 лет. Об этом тоже будет отдельный рассказ.

Надеюсь, кому-то эти рассказы помогут. Читайте, подписывайтесь!