Найти тему
World of Infinitas

О реализме Достоевского

Все мы с вами когда-то проходили гениальную прозу удивительного писателя Ф.М.Достоевского. Помните школьную эпоху, когда нам задавали на каникулах прочитать "Преступление и наказание"?. И мы с неохотою начинали медленное и изнурительное прочтение. Но ведь тогда-то мы были малыми ребятами и не понимали всю глубину смысла романов великого автора. А сейчас если поглядеть, мысли-то уже приходят совершенно иные. Всё, что расписано в прозе Достоевского - не что иное, как настоящий реализм. Реализм во всей красе без всяких вставок и дополнений, даже зашкаливающий. Но порою наш дорогой Фёдор Михайлович действительно не жалеет своих персонажей. Здесь трудно поспорить с тем, что автор не ведает пощады. Известный критик Николай Михайловский даже упрекал Достоевского в "ужасающей жестокости палача" по отношению к своим героям. Да и мучения героев он назвал ненужными. И действительно, стоит согласиться. К примеру, возьмём Родиона "Старухоубийцу" из "Преступления и наказания". Он ведь настолько раскаялся от содеянного двойного убийства, что едва не потерял рассудок. Но попадая на каторгу, он получает тысячу мучений и издевательства не только от надсмотрщиков, но и даже от зэков. А ведь человек всем нутром ощутил невероятное раскаяние.

Он сжёг себя заживо, пытаясь избавиться от этой непреодолимой душераздирающей боли. Он действительно осознал свою вину и не мог себя простить за свершённое деяние. Возьмём и другие примеры. В множестве произведений Достоевского фигурируют и так называемые "Идиоты". Название кажется оскорбительным, но при этом эти персонажи - самые настоящие христиане, что веруют и сердцем и душой. Они добрые и чуткие как дети. Вот к примеру, князь Мышкин или "князь-ребёнок", который только кажется снаружи странным, но внутри - он настоящий пророк; мессия, который пытается хоть как-то умерить пыл жестокого общества, образумить людей вокруг и привести их к свету. Но люди в ответ насмехаются над ним и заставляют его бежать прочь из этого ужасного и неразумного мира. То же самое стоит сказать и о Лёше Карамазове, ученике старца Зосимы. Все эти герои - чистые и светлые, почти ангелы. Но как это и бывает в реальном мире, подобные люди часто страдают и порою сходят с ума от окружающей их действительности. В этом Достоевский не ошибся. Чем добрее душа - тем сложнее судьба, вот истинная суть подобных "Мышкиных" в произведениях Фёдора Михайловича. Но всё равно, мучения, которые автора сваливает на персонажей, порою слишком зашкаливают.

Чем же всё-таки виновата та же Сонечка Мармеладова, на которую итак свалилось столько забот? А ведь она как раз и принадлежит к той самой категории "Мышкиных", только уже в женской ипостаси. Так что если бы я жил во времена Достоевского, я, пожалуй, бы согласился с теми, кто критиковал его за излишние мучения героев. А ведь всё же вполне могло идти и из реальной действительности, окружавшей самого автора. Достоевский видел мир именно таким, каким и описывал в текстах. Не стоит забывать, что его самого едва не казнили за участие в петрашевском кружке. И казнь заменили каторгой, кстати говоря, только в самый последний момент. Вы только представьте, что чувствовал Фёдор Михайлович в те зловещие минуты! Вот и естественно, что многое из своеобразного жизненного "нуара" отразилось в его дальнейшем литературном творчестве.