Никита Андреев
Я уже писал кое-что о Ленинградском вокзале в контексте железнодорожного путешествия на Селигер. Теперь я хочу копнуть глубже и вытащить больше интересных фактов.
Испокон веков на месте Площади Трех Вокзалов было пустое Каланчевское поле с Красным прудом. Пруд образовался в начале XV века в результате запруживания ручья Ольховца — сейчас на месте пруда электродепо «Северное». На месте Краснопрудной улицы шла древняя дорога на Стромынь и Суздаль.
В то время окрестные земли принадлежали лично московским государям. С северной стороны пруда было дворцовое Красное село — крупный государственный ремесленный центр. Сейчас там Верхняя Красносельская улица.
Где-то в окрестностях Красного пруда царь Алексей Михайлович построил путевой дворец на Стромынской дороге с деревянной каланчой. Отсюда Каланчевское поле, Москва-Каланчевская и так далее.
В конце XVII века в ходе военной реформы Петра I на западном берегу Красного пруда — аккурат на месте Ярославского вокзала — построили Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Двор занимал 20 га и состоял из деревянных строений, огороженных каменным забором. Из-за близости военного полигона поле оставалось не застроенным.
Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками, благо рядом был артиллерийский склад и было из чего шмальнуть. Академик Забелин считал, что Каланчевское поле получило название таки не от каланчи путевого дворца, а от двух бутафорских «каланчей» при потешной реконструкции взятия Азова.
В 1812 году при пожаре Москвы Артиллерийский двор катастрофически взорвался, так что вздрогнул весь восток Москвы. Потом его не стали восстанавливать, а там уже наступила эпоха железных дорог.
Строительство Петербурго-Московской железной дороги началось в 1842 году после указа Николая I. Это была первая казенная двухпутная железная дорога в России. До этого построили частную однопутную дорогу из Петербурга в Царское село, но это была как бы демо-версия.
Поначалу хотели поставить вокзал на Тверской заставе или на Трубной, но побоялись шума и искр из паровозных труб, поэтому выбрали пустующее Каланчевское поле на окраине Москвы.
В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил типовые проекты путевых зданий Николаевской железной дороги. У него была своя точка зрения и на вокзал, но вокзал поручили строить Константину Тону под руководством бюрократа Петра Клеймнихеля.
Эксперту Тону было тяжело работать с профаном-начальником, так что после очередного конфликта Тона отстранили, и к 1851 году вокзал достроил более сговорчивый Желязевич.
Петербургский вокзал в Москве был уменьшенной копией Московского вокзала в Петербурге. Интерьер вокзала поначалу был очень богатым: дубовый паркет, мраморные печи, туалеты с каминами, зеркальные шкафы в императорских залах… Богатые и бедные пассажиры обслуживались отдельно и не пересекались.
На втором этаже главного корпуса жили служащие. Тон хотел построить для служащих отдельный флигель, но смог построить только таможню и пакгаузы для грузовой работы.
После смерти Николая I железную дорогу переименовали в Николаевскую, равно как Московский и Петербургский вокзалы.
В марте 1918 года Владимир Ильич Ленин прибыл на Николаевский вокзал, и в багаже у него был столичный статус Москвы. В 1923 году Феликс Дзержинский переименовал Николаевскую дорогу и вокзал в Октябрьские, а потом умер Ленин, и вокзал стал Ленинградским.
В советское время Ленинградский вокзал пережил несколько реконструкций, так что от первоначального облика остался только фасад.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — первая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.