Найти в Дзене
Искусство Звука

Чайковский. Личное

Через широкую арку, занавешенную с обеих сторон тяжёлыми драпировками (подарок А.И. Зилоти), входим в спальню Петра Ильича Чайковского. Металлическая кровать с пружинным матрацем была приобретена А.И. Софроновым, слугой композитора, весной 1888 года для дома во Фроловском. Шерстяное, вязаное крючком покрывало - работа А.Л. Давыдовой-Мекк, племянницы П.И. Чайковского.

Рассмотрим поближе

-2
-3

Стол выполнен из берёзы клинскими краснодеревщиками в 1885 году. За этим столом Пётр Ильич работал ежедневно, в одни и те же часы, считая, что "вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".  Здесь написаны почти все произведения последних лет жизни композитора, в том числе от первой до последней ноты Шестая симфония "Патетическая", первое исполнение которой в Петербурге 16 октября 1893 года стало последним выступлением Чайковского-дирижёра.

-4
-5
-6

Одна из самых заметных деталей интерьера спальни - туалетный стол с зеркалом в дубовой резной раме, выполненной в стиле русских оконных наличников. Драпировка на зеркале и на столе (подзор, скатерть, дорожка) украшена многоцветной вышивкой русским крестом и отделана плетёным на коклюшках михайловским кружевом. Это подарок большой поклонницы таланта П.И. Чайковского, француженки Эммы Жентон, служившей гувернанткой в доме его друзей. В благодарность композитор посвятил ей "Сентиментальный вальс" (ор. 51, № 6).

-7
-8
-9
-10
-11
-12

В столовую композитор спускался, как правило, только обедать. Летом окна и двери распахивались, на террасу выставлялась плетёная мебель, и обед проходил в окружении зелени и цветов. В столовой сохранилась резная дубовая мебель. На столе и в шкафу - часть сохранившейся посуды фабрики Товарищества братьев Кузнецовых в Твери и английской фабрики "Веджвуд".

-13
-14
-15

В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому  пристройку и поселились там.

М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда. В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться.