Уильям Август Боулз (1763-1805), художник Томас Харди
Неизвестно, находятся ли в родстве Рыжий Боулз, вождь чероки, и этот Боулз, но попытки доказать их родство делаются, хотя, на мой взгляд, основываются на чистом энтузиазме. Родословная Билли Боулза, приводимая на американских генеалогических сайтах, содержит несколько зыбких моментов, из-за которых тоже начинает казаться сомнительной. Так, например, утверждается, что его предок по фамилии Боулз ступил на американскую землю в самом начале 17 века, и тут же указывается, что его дед Томас Боулз в 1719 году родился в Лондоне и держал там типографию, где печатались книги и карты. За каким чертом рожденного в Виргинии прадеда Джона (The Elder) Боулза занесло в Лондон делать там сына и тут же убираться обратно в Виргинию - решительно не понимаю. Тут у меня возникает гипотеза, что Томаса к Джону-Элдеру привязали постфактум, чтобы удлинить американскую родословную Билли. А Джон-Элдер, если прикинуть, больше годится в дедушки Рыжему Боулзу, тем более, что была у Джона как минимум одна индейская жена - Quatsey Rainmaker (Создательница дождя).
Что касается отца Билли, то тут тоже непонятки: в одних источниках говорится, что он капитан (Capt.), в других - "был deputy commissary (не знаю, что это в данном контексте означает), доктором медицинских наук, священником в англиканской церкви Всех Святых и попечителем уездной бесплатной школы". Впрочем, возможно, что в пылу политических страстей, связанных с Американской войной за независимость, почтенный доктор записался в какой-то отряд добровольцев на стороне англичан, и получил звание капитана. То, что Боулзы были лоялистами, в записках о Билли Боулзе подчеркивается.
Итак, 23 октября 1763 (а может, 1764) года в городке Френклин, штат Мериленд, родился Уильям Огастес Боулз, которого позже называли Маскоги Боулз, а еще "Estajoca" и "Billy Bowlegs".
Деток у почтенного доктора было штук четырнадцать, из которых Билли вроде бы был самым старшим. Когда ему было тринадцать, он поступил в армию и к пятнадцати годам оказался энсином (прапорщиком) в Пенсаколе, Флорида, где его из армии выпнули за опоздание из увольнения.
A plan of Pensacola and its environs in its present state, from an actual survey in 1778, by Joseph Purcell.
Крупнейший британский опорный пункт на побережье Мексиканского залива был, разумеется, большой деревней. Эта деревня не раз переходила из рук в руки и сейчас с гордостью носит прозвище "Город пяти флагов", ибо над ней развевались флаги Франции, Британии, Испании, США и Конфедерации.
В центре находился форменный форт в форме звезды, спроектированный как убежище для населения в случае нападения индейцев. Рядом с ним находились помещения для офицеров, казармы, караульное помещение, хранилище таинств и лаборатория, два пороховых магазина, пекарня короля, приют кооператива и правительственный склад. Таким образом, эта площадь была в первые дни Пенсаколы, самой оживленной и оживленной частью города.
Население в городке было пестренькое: белых женщин здесь всегда было мало, а потому вояки из размещенных гарнизонов и местные торговцы преспокойно женились на индеанках и черных женщинах. Вдобавок испанцы в свое время поощряли рабов из британских колоний бежать во Флориду, обещая свободу, если они примут католичество.
Среди разных прочих торговых операций, проводимых в городе, был заметен поток контрабанды, а то и откровенно пиратского контента... ой, конечно, добычи, доставляемой всякими флибустьерами, буканьерами и каперами. Бухта около Пенсаколы считалась самой удобной в Мексиканском заливе для парусных судов.
George Gauld - Pensacola, Florida, Between 1760 and 1779
А кроме торговли, больше ничем толковым в Пенсаколе заниматься было нечем: земли вокруг были мало пригодны для земледелия и скотоводства, а климат был паршивый, нездоровый.
И юный Билли, оглядевшись, не придумал ничего лучшего, кроме как отправиться сквозь всю Флориду на восточное побережье, сквозь дикую местность, где дорогой считалась еле заметная тропа. Ничего удивительного, что он вскоре заблудился. Его подобрала группа индейцев, которые возвращались из Пенсаколы с товарами. Пожалев парня, они привели его в свою деревню, которая находилась близ современного поселения с забавным названием Два яйца (Two Egg). В ту пору, само собой, никаких Яиц еще не было, а был индейский город Tellmochesses, где вождем был некий Уильям Перриман, происходящий от шотландского торговца по фамилии Перриман и женщины из племени криков. Семейство Перриман к появлению Билли Боулза были уже довольно большим и очень влиятельным среди низинных криков; они все говорили по-английски и были преуспевающими, хорошо образованными людьми. Они жили в обычных домах, подобных домам владельцев пограничных плантаций в Джорджии, и выращивали урожай, а также большие стада лошадей и крупного рогатого скота.
Билли у Перриманов прижился. Съездил пару раз в Пенсаколу - один раз, возможно, все-таки узнать, как вернуться домой в Мэриленд, а вот второй раз, как уверяют, он уже повел отряд криков на помощь осажденному испанскими войсками гарнизону.
Пенсакола, как уже говорилось, была самым важным английским портом на побережье Мексиканского залива, однако в тот момент Англии были более нужны порты на атлантическом побережье будущих Соединенных Штатов, и потому силы для обороны Пенсаколы были выделены весьма скудные. Однако, может быть, англичане город и удержали бы, если бы артиллерийский снарад с одного из испанских кораблей не угодил в пороховой склад. Разом погибло 76 человек. Два дня спустя Пенсакола капитулировала.
осада Пенсаколы, гравюра 1783 года. Виден как раз тот фатальный взрыв порохового склада
Билли Боулз со своим отрядом индейцев сопровождал группу покинувших город англичан, которые по суше добирались до восточного побережья. После чего англичане обвинили его в жестокости к пленным и снятии скальпов - и Билли в очередной раз покинул английскую службу. Было ему в ту пору около 17 лет.
Чем он занимался далее - разные источники говорят разное. Одни утверждают, что после того, как он навестил родительский дом в Мериленде, он отправился в Нью-Йорк, потом на Багамы, где зарабатывал на жизнь комедианством и рисованием, а несколько месяцев спустя багамский губернатор отправил его обратно на материк налаживать торговлю с индейцами. Другие источники говорят, что после посещения родины Билли прямиком направился в район, где много лет спустя возникнет поселение Два Яйца.
Боулз основал торговый пост у реки Чаттахучи. Александр МакГилливрей, вождь криков, в восторг по этому поводу не пришел и предложил Билли убрать свой пост, а то ему отрежут уши. Билли решил, что уши ему важнее, и убрался. Он удалился на Багамы, а потом отправился в Англию как представитель народа криков и чероки просить содействия, чтобы отражать агрессию американцев. Он был любезно принят королем Георгом 3, с интересом принят в обществе, и портрет, которым открывается эта статья, был написан именно тогда.
После возвращения в Америку Боулз собрал небольшую армию в 400 душ, в основном индейцев и негров, снарядил две шхуны и затеял небольшую войну с торговым домом Panton, Leslie & Company (об этой фирме можно писать отдельную главу в этой книге и я, возможно, когда-нибудь это сделаю). Он разгромил магазин Пэнтона недалеко от испанского форта Сан-Маркос-де-Апалаш, пытался договориться с испанцами о создании индейского государства Маскоги, но они вместо того взяли его в плен и вывезли - сначала на Кубу, потом в Мадрид, а потом зачем-то на Филиппины, откуда он сбежал и снова вернулся во Флориду.
Прибыв в бухту Апалачиколы в 1799 году, Боулз сделал себя «генеральным директором и главнокомандующим нации Маскоги», а 31 октября издал прокламацию, в которой аннулирован договор 1796 года между Испанией и Соединенными Штатами, поскольку он игнорировал суверенитет индейцев над Флоридой. ( Договор Сан-Ильдефонсо уступил всю Западную Флориду выше 31-й параллели с Соединенными Штатами.) Он осудил договоры, которые Александр Макгилливрей заключал с Испанией и США, угрожал объявить войну США, если он не вернет земли Маскоги, и вынес смертный приговор в отношении Джорджа Вашингтона и индейского агента Бенджамина Хокинса. Он бросил вызов американским плантаторам, приветствуя сбежавших рабов, и пользовался большой поддержкой среди черных семинолов. Теперь у него было три судна, которые выходили трепать торговые суда.
Между делом он успел пару раз жениться: один раз на дочке одного из Перриманов, другой - на какой-то чероки (но крики не возражали, если у мужчины было несколько жен), а когда он так широко развернулся, у тестя возникли кое-какие возражения насчет политики. Боулз, не долго думая, велел убить милого тестя. Тогда за дело взялся шурин Боулза, и после ряда переговоров на Боуза была устроена ловушка: его пригласили на индейское празднество, а там Бен Хокинс и полукровка Сэм Манак (иначе Мониак) связали его и положили в каное, чтобы переправить испанцам. Боулз перегрыз веревки и бежал, но его практически сразу поймали.
Штат Маскоги
Испанцы доставили Боулза в Гавану и заключили в замок Моро, где он спустя два года и умер.
А около пресловутых Двух Яиц и по сию пору есть "Денежный пруд", где якобы запрятаны деньги, которые Боулз получал за пиратский контент.
Форт Моро в Гаване, картина Dominic Serres, художника второй половины 18 века.
Ну и практически постскриптумом: мне неизвестно, были ли у Боулза дети от жены-чероки, но от Мэри Перриман, на которой он женился лет в шестнадцать, у него было два сына. Однако прямая мужская линия прервалась на Плезанте Грине Боулзе, его правнуке. Плезант Грин (мой гуглопереводчик норовит обзывать его Приятно Зеленым), как и прадедушка, кончил жизнь в узилище: помер от пневмонии и брюшного тифа, отбывая срок в серной шахте. Ему дали два с половиной года за вождение скота по железнодорожным путям. После его смерти вдова продала имущество, собрала детишек и переехала к родне в Техас. Сыновья у Приятно Зеленого были, но до взрослых лет не дожили. А дочери, как водится, выходя замуж, поменяли фамилию.
Вот такие дела
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и лайкайте :)