Давно хотел посмотреть, как оживает тундра после долгой зимы. До последнего не верил, что буквально за несколько дней снег растает и пробьется зелень. Как и в то, придет ли лето вообще на крайний Север.
Вчера, на день пограничной службы, было настолько серо мокро и холодно, что вообще не хотел выходить с вагона. Сегодня погода как в рекламе шампуня - солнце и сильный ветер. Из-под железнодорожной насыпи, через водостоки, грязными бурунами бьют бегущие с горных склонов ручьи. Вся тундра чередуется полосами высохшей травы, с рыжими подпалинами моха, тяжело осевшими сугробами и жёлтыми озёрами талой воды.
На перегонки с поездом бесстрашно скачут зайцы, ленивыми маленькими шажками разгуливают куропатки, тяжело взлетают утки, напуганные грохотом колес по мосту. Реже увидишь небольших, размером с козу, северных оленей, а значит где-то неподалеку появился чум. Местные жители кочуют по своим загадочным маршрутам, то пропадая неделями из поля зрения, то обживаясь прямо около станции. Машинисты пугают дикими рысями, перебегающими через пути, но в такую экзотику я не верю.
По одну сторону уральских гор, со стороны Воркуты, по прежнему зима со снегом, метелью и минусовой температурой по ночам. От сахарной белизны болят глаза. По другую - со стороны Салехарда, уже что-то похожее на лето. Мы скачем, как в сказке про братцев-месяцев, туда и обратно на своем 653 поезде. Организм немного в шоке от таких перемен. Утром идёт снег, а вечером теплый грибной дождь. Одни реки скованы льдом, на других качаются лодки с рыбаками.
Природоведы или климатологи смогли бы точнее объяснить причину этой огромной разницы в погодных условиях. Местные же считают, что Салехард огибает Гольфстрим и защищают горы, а Воркута стоит в низине, обдуваемая всеми ветрами. В любом случае, когда будете мерзнуть зимой, вспомните, что есть места, где еще холоднее. А сейчас, когда все пассажиры умирают от жары и мечтают о кондиционере, мы топим вагоны. Иначе реально холодно.