Найти тему
Игорь Шевчук

Чакри Нарубет.

Фото из архива Игоря Полищука
Фото из архива Игоря Полищука

«Так, Андрей, ещё раз дай мне слово не одевать акваланг!» - грозно произнесла Елена его Прекрасная, когда они присели на дорожку. «Клянусь маской и ластами!» - провозгласил Волков, и они отправились на свой авианосец покорять дальше Юго-Восточную Азию!
Игорь В. Ингвар «Когда усталая подлодка…»

Волков с затаённой грустью вспоминал свои подводные приключения…

Начиналось всё так…

…В возрасте 12 лет Андрюша зачитывался австралийцем Джеймсом Олдриджем, и когда после «Морского орла» он запоем проглотил «Последний дюйм», то с

удивлением в разделе «Приложение» наткнулся на «Руководство по подводному плаванию с комплектом №1» ещё и с рисунками разносторонне талантливого автора!

И всё – он потерял покой и сон, он грезил обитателями подводного мира!

В те времена почти былинные ничего из указанного в Руководстве снаряжения не было и в помине и он стал просить родителей купить такой комплект, продававшийся, как говорили, по большому блату в Москве! Отец, на которого была вся надежда, отказал сразу, сославшись на безденежье в связи с покупкой очередного старого драндулета, мама тихонько вздохнула и отвернулась…

Волков начал с изготовления маски – выменял во дворе накопленные армейские пуговицы для игры в «ушки» на кусок вакуумной резины, долго примеривал его по физиономии, сделал выкройку, склеил клеем «БФ», вырезал из жести полоску, согнул по желобообразному профилю, просверлил отверстия под винт-стяжку. Больше всего хлопот доставило плексигласовое стекло, корое пришлось покупать на барахолке за Митрофаньевским шоссе. Наконец, собрав сие леонардово приспособление эпохи Возрождения воедино, он приступил к испытаниям в коммунальной ванной…

Жесть сразу покрылась ржавчиной, текла маска отовсюду, наглотался он водички с хлоркой по самое не хочу! На переделку и подгонку ушло месяца два ещё, и Волков приступил к трубке для ныряния…

Дюралевая лыжная палка, выброшенная кем-то у генеральского корпуса не подошла из-за маленького диаметра – пришлось опять ехать на барахолку, но там и посоветовали, что колено трубки гнуть с песком надо вокруг трубы нужного диаметра.

Загубник от аппарата для наркоза принесла мама, работавшая стоматологом, с работы. Пара десятков комплексных испытаний, и Волков приступил к ластам! Два куска литой резины с лыжными креплениями – вот всё, до чего он смог додуматься, учебный год кончился и он укатил к родителям отца на 101-й километр на натурные испытания своего комплекта №1!

Озеро Куолемаярви – озеро Смерти по-фински – таковым чуть для него и не стало! Баушка его как увидела на берегу в этом прикиде, так заплакала жалостливо и умолять стала снять эти жабы заморские!

Он решил переплыть озеро, ширина которого по уверениям забредшего к ним геолога с теодолитом-дальномером, составляла ~1200 метров, или одну морскую милю! Морское слово решило всё, он надел комплект и поплыл…

…На другой берег он буквально выполз без маски и трубки, потеряв их в полубеспамятстве где-то на середине озера, но нашёл в себе силы лечь на спину, отдышаться и на спине, отталкиваясь своим подобием ласт, тихим ходом пришвартоваться к заветной пристани!

Пролежав без движения не снимая ласт на песке не меньше часа, Волков нашёл в себе силы приподнять голову и посмотреть на противоположный берег. Только природное дикое упрямство и самолюбие заставили его подползти к воде и поплыть, причём сразу на спине. Дикая боль в ногах заставила его встать на мелководье – ноги были стёрты «ластами» до костей, как ему показалось! Андрей тяжело вздохнул, морщась от боли соскрёб «ласты» и отбросил их в сторону! Они булькнули и были

таковы! Он лёг на живот и тихо поплыл подобием брасса, потом опять перевернулся на спину, потом отлежался и снова поплыл на животе по-собачьи…

Уже на своём берегу он снова с час отлёживался, но всё равно баушка, не найдя под верандой его причиндалов, обо всём догадалась и по приезде родителей всё им рассказала. Отец буркнул: «Мог бы мне сказать, что всё так серьёзно! На будущий год, если закончишь на «отлично», куплю тебе твоё барахло в Москве!».

ВПЕРЁД, К СКУБЕ!

Всю жизнь Волков плавал и нырял в комплекте №1, иногда с ружьём, вначале самодельным на резине, потом с фирменными, преимущественно пневматическими, не пробовал только гидравлические – уж больно дорогие попадались и ненадёжные!

В начале 70-х, став ответсдатчиком на Северах, он был обязан освоить кислородный индивидуальный прибор подводника – КИП – и сдать зачёт по имитации выхода с КИПом из торпедного аппарата ПЛ. Торпедный аппарат был установлен на дне бассейна перпендикулярно к 15-тиметровой башне, также наполненной водой.

Одетого в лёгководолазный костюм и КИП бедолагу водолазы запихивали в торпедный аппарат, задраивали кремольеру, подавали воздух высокого давления и выстреливали им, как торпедой! Он вылетал из раструба аппарата внутри основания башни, бился башкой о стенку вертикальной трубы и всплывал на её верхушке, под радостные вопли матросни!

Сам процесс выхода не составил для Волкова сложностей – он его просто не воспринял, настолько ему было отвратительно и тошно в грязной вонючей, давно не менявшейся воде бассейна! В дальнейшем раз в году Андрей получал справку от контрагентов о сдаче водолазной подготовки за стакан «шила»!

…Только в начале 2000-х Волков в Хургаде сдал минимум дайвера – ПАДИ - и одел акваланг! Впечатления его превзошли все ожидания – рыбы воспринимали его на равных, не шарахались, деловито кормились в кораллах и охотились друг на друга!

Мир, покой и гармония царили на дне морском, и это трогало Волкова до глубины души!

Особенно ему понравилось в египетской Табе, граничащей с израильским Эйлатом!

В местном дайвинг-клубе он попал под какую-то акцию, и ему не только скостили половину стоимости 10-ти дневного абонемента, но и предоставили индивидуального инструктора с подводным фотоаппаратом! Там Волков подружился с муренами, кормил их с рук и даже почёсывал и гладил – кожа у них была на ощупь такая же нежная, как нос и верхняя губа у лошади по воспоминаниям далёкого детства!

ЭПИЛОГ

…Они уже давно вышли на пенсию, но продолжали работать: Лена смотрителем в музее, Андрей – как получится – то монтажником, то техническим консультантом – без официоза, конечно! И всё это, чтобы накопить на месячную раз в году поездку в Тай с выходом в неизведанную ещё страну ЮВА!

Очередная такая вылазка была запланирована через пять месяцев на август, и билеты уже были с помощью Марьяши забронированы и оплачены, так же, как и проживание в эконом отеле Куала Лумпур в Малайзии!

Волкову только оставалось ждать и грезить наяву картинками прекрасного будущего, если повезёт, то может быть и подводного