Как понять строптивую лошадь?
Всем привет! Прежде, чем требовать от строптивой лошади выполнения каких-либо элементов или прыжков, попробуйте просто какое-то время поработать ее на корде, поездить верхом, не утомляя ее, много гулять и разговаривать с ней. Кони любят слушать тихую речь и сами успокаиваются ото дня в день.
К каждой строптивой лошади можно найти подход: к одной лаской, к другой строгостью, но ко всем требуется терпение и еще раз терпение. Была у меня 2-х летняя кобылка, привезенная из конного завода. По экстерьеру и данным обещала быть отличной спортивной лошадью. Она прошла первоначальную заездку под седло, но поработав с ней пару дней, я поняла, что еще полгода как минимум на нее не сесть.
Кобылка была невнимательна, не слышала корду, постоянно на что-то отвлекалась. Через неделю работы я уже начала раздражаться, но эмоции выплескивала не на лошадь, конечно, а в разговоре с коноводом. Мне уже стало казаться, что лошадь просто тупая. Шли дни за днями, я терпеливо продолжала работать лошадь на корде. И настал день, когда она начала четко реагировать на мои команды и ждать следующих. А еще ей, оказывается, очень нравилось, когда ею восхищались и хвалили, тогда она шла высокой плавной рысью с подвисанием и красовалась. Это была победа!
А что, если бы я не прислушалась к себе?! Что, если бы я начала злиться и требовать от кобылы внимания и послушания раньше, чем лошадь начала понимать человека? Начала бы ее форсировать, «выгонять» движения, не считаясь с ее особенностями? Думаю, что лошадь попала бы в категорию «вставших». А так здоровой и полной сил, молодая кобыла была продана в Америку, и до сих пор радует свою хозяйку.
Иногда кажется, что лошадь просто упрямится и не хочет выполнить элемент, но часто оказывается, что в силу своих экстерьерных данных выполнение просто невозможно. Невысокий 4-х летний мерин от тракененского жеребца и рысистой кобылы далеко не был похож на идеальную выездковую лошадью. Узкогрудый, перестроенный, передними ногами закручивал во всех суставах чуть ли не от плеч, коник был похож на обычную прокатную бедолагу. Но для меня же это и интереснее! Взяла в работу на свой страх и риск.
Пришлось нам обоим нелегко, я практически физически перестраивала конька, убирала закручивание ног. Ох, сколько же крови меринок у меня попил! Сколько мы с ним «ругались»! Словами не передать. Но когда через 2 года этот конь «оделся» мышцами, даже холка появилась, его было не узнать. Коронными элементами коня были пируэты на галопе и менка в 2 темпа, выполнял классически. А купили его в Германию, в детскую школу для обучения молодых всадников.
Значит, можно работать лошадь не в ущерб ее здоровью, а во благо, и еще долгие годы она сможет учить и быть полезной и любимой.
Строптивость + злость
В одной статье о характерах лошадей я как-то сказала, что злых не встречала в своей жизни. Однако вспомнила я одного ахалтекинского жеребца, который был злым, но думаю, не столько по крови, сколько был сильно избалованный с детства. Его строптивость не знала предела: он мог не подпустить в деннике человека надеть недоуздок или уздечку, мог со злостью сорвать кепку с головы конюха, мог легко выдернуть ногу при расчистке копыт с такой силой, что коваль летел пару метров.
Но больше всего он злился, когда чувствовал кобыл, начинал ржать, глаза становились красными, отказывался работать и становился непредсказуемым. Честно, я с неохотой работала жеребца, он был огромный (173 см в холке в 3-х летнем возрасте) и опасный, я это чувствовала, и боялась его. Жеребца кастрировать не хотели, у него была очень древняя кровь, надеялись, что со временем он станет отличным производителем.
Случилось все в один обычный прекрасный день. Как всегда я собрала жеребца поработать на корде в огороженном месте. Кобылы паслись вдалеке метрах в 100 за стеной, их не было видно. Уже отработав минут 20, жеребец вдруг начал вести себя беспокойно, призывно и не переставая ржать, перестал слушать кордового и вообще обращать внимание на человека. Я пыталась его успокоить голосом, отвлечь внимание на себя. Но конь меня просто не замечал.
Тогда я решила немного его отвлечь шамбарьером, но это было моей ошибкой. Жеребец разозлился, глаза его налились кровью. Эта громадина встал на дыбы, прижав уши и оскалив пасть, пошел на двух ногах на меня. Я мгновенно поняла, что он идет убивать. За доли секунды я прикинула пути отхода: трубы, которыми был огорожен плац, были за моей спиной метрах в 3-х… добежать не успею… затопчет, коню сделать только один прыжок.
Кровь отхлынула от головы… на спине выступил холодный пот… я почувствовала слабость во всем теле. Но сдаться, значит, умереть. С быстротой молнии я перебирала в голове все возможные варианты спасения, уже не прекращая щелчки шамбарьером, стараясь попасть по голове жеребца. Вдруг раздался громкий, как выстрел, щелчок точно над ухом коня. Видимо, «выстрел» его оглушил, у жеребца появился растерянный вид, он как-то обмяк и опустился на ноги.
Все это действо произошло на глазах конюха-девушки. Она мне потом сказала, что было видно, что жеребец точно шел убивать меня. Я отказалась работать жеребца. Не считаю себя трусихой или малодушным человеком, просто поняла, что с жеребцом мне не справится. Его купил МС потом на Украину, мериновали, и конь стал послушным и катал многих желающих научиться верховой езде.
Этот случай я рассказала для того, чтобы многие владельцы понимали: не стоит жизнь человека подвергать опасности из-за своих «хотелок». Лучше кастрировать строптивого, непослушного, "озабоченного" жеребца и наслаждаться в дальнейшем его общением. Поверьте, не стоит жалеть жеребца, ему тоже будет комфортнее жить в конюшне, где находится множество кобыл. И ваши, и его нервы будут в порядке! А возможно и жизнь!