Найти тему
Территория глубины

Как проявляется инфантильность в поведении взрослого человека

Оглавление

«Сейчас, а не потом!»

Нетерпеливость, неспособность подождать, планировать будущее. Инфант живет в постоянном «сейчас». Но это не то «здесь и сейчас», ориентированное на целостное восприятие происходящего в контексте текущих планов, целей, перспектив. Это «сейчас» ребенка, который не думает о будущем. За него думают родители, а будущее должно произойти как бы само собой.

Ощущение времени как самого ценного ресурса присуще только взрослым людям. Дети растрачивают время, как будто они бессмертны. Забота о здоровье, о благополучии не нужны, ведь последствия будут потом.

На установке «сейчас, а не потом» построены эмоциональные продажи, реклама кредитов и прочие «заманухи» из серии «только сегодня!»

Возможно, что жизнь одним днем, бесконечное удовлетворение своих «хочу» позволяют избегать столкновения со страхом смерти. «Какая разница, что будет через неделю, мне сейчас хорошо!», «Мы – панки, есть деньги – отрываемся».

Жить, постоянно осознавая свою смертность, вечно цепенея от ужаса, невозможно. Человек смягчает страх смерти разными способами – семья и дети, карьера и известность, ритуалы и вера и пр. Инфант старается жить одним днем, отказывается планировать, тем самым отрицая течение жизни и неизбежное приближение к смерти.

Однако в этом есть одна опасность, так как постоянный отказ от планов, терпения, постановки целей в пользу сиюминутного желания приводит к тому, что человек как бы и «не живет», то есть живет не в полную силу, «понарошку».

Инфантильный человек не принимает свою смертность, а потому не желает погружаться в реальность, ведь в этом случае ему придется признать и собственные слабости, свою обычность и конечность.

При этом существует тесная связь между интенсивностью страха смерти и удовлетворенностью жизнью. Чем менее эффективно проживается жизнь, тем болезненнее страх смерти. Получается, что инфант старается избежать этого страха, но страх от этого не уменьшается. В сновидениях тенденция жизни «понарошку», «на черновик» часто отражается в виде образов полета, парения над землей.

Интеллектуализация

Инфантильные мужчины могут очень умно и красиво рассуждать о небесных материях, а на попытки приобщить их к полезному труду, прибить что-то или прикрутить, убегают «спасать человечество». С таким мужчиной может быть очень интересно, увлекательно, заразительно, но к «плоской» реальности имеет мало отношения.
Инфантильные мужчины могут очень умно и красиво рассуждать о небесных материях, а на попытки приобщить их к полезному труду, прибить что-то или прикрутить, убегают «спасать человечество». С таким мужчиной может быть очень интересно, увлекательно, заразительно, но к «плоской» реальности имеет мало отношения.

Женщина, которая будет побуждать инфантильного мужчину к действию рискует получить ответ «сама – дура, справляйся», «ты слишком приземленная», «вообще речь не об этом!»

Интеллектуализация и философствование также являются способом убежать от реальной жизни в фантазии, умственные построения, где нет земных ограничений. Инфанту страшно отказаться от иллюзий и идеалов и оказаться в обыденности, в реальной жизни, где каждый человек имеет слабости, ограничения и смертен.

Инфант не способен себе представить, что существует возможность преодолеть жизненные трудности, не жертвуя своими идеалами, а испытывая их на прочность с помощью реальной жизни. Такие мужчины выбирают легкий путь и говорят или подразумевают, что реальность низка и грязна для их непризнанного гения. Он выше обыденности.

Избегание ответственности

Жизнь взрослого человека предполагает принятие решений и ответственность за реализацию этих решений. Инфантильные мужчины используют множество «отмазок», чтобы избежать ответственности и обязательств.
Жизнь взрослого человека предполагает принятие решений и ответственность за реализацию этих решений. Инфантильные мужчины используют множество «отмазок», чтобы избежать ответственности и обязательств.
Случай из практики
Мужчина приводит известный штамп «мужчины полигамны, а женщины — нет», используя его как объяснение своему поведению — «поэтому мне можно встречаться с другими, а тебе нет» и разводит руками. Во всем виновата полигамность, а он вроде бы ни при чем, и ничего поделать не в силах.

Для инфантильного человека отсутствие результатов по жизни оправдывается значительными безоговорочно уважительными причинами.

Он может приводить действительно вполне разумные объяснения своему бездействию и не делать ничего плохого в жизни, за исключением того, что он вообще ничего не делает.

Умных много, результативных нет.
Крылатая фраза

Часто в окружении инфантильного мужчины есть люди, ответственные за принятие решений.

Муж: — В жизни я все решаю сам: если говорю на футбол – значит на футбол.
Жена: — А может, поедем к маме?
Муж: — Если я сказал к маме, значит – к маме.
Рекламный ролик

Инфанту невероятно сложно обременять себя чем-либо. Он готов терпеть неудобства, несвободу, лишь бы не оказаться отягощенным ответственностью.

Для инфантильного мужчины, который живет «понарошку», нести бремя ответственности – означает оказаться несвободным в момент, когда в жизни «появится настоящая женщина», «мой шанс», «мега — проект, на который меня позовут» и т.п. Поэтому пока не появилось великого шанса, можно жить, желательно, без обязательств, чтобы быть свободным в будущий важный момент для чего-то глобального.

Однако, без соприкосновения с жизнью этого «глобального» так и не происходит. Более того, продолжая жить как маленький невинный мальчик, мужчина попадает в ловушку. В его психике накапливается «непрожитая жизнь», пассивная вина перед самим собой и это оборачивается против него.

В итоге человек приходит к состоянию неудовлетворенности, депрессии, соматическим заболеваниям или склонности к несчастным случаям. Все, что есть у человека внутри, его потенциал, если он не проживается – оборачивается против самого носителя потенциала.

Атрофия воли

Для взрослого человека принятие решений и ответственности сопряжено с волевыми усилиями. Мне лень, трудно, устал, но я должен сделать.
Для взрослого человека принятие решений и ответственности сопряжено с волевыми усилиями. Мне лень, трудно, устал, но я должен сделать.

Для инфантильного человека аргументы «не хочу», «скучно», «устал» являются причиной бросить неприятные дела. Инфанту чрезвычайно трудно сталкиваться с рутиной, даже в самой любимой работе.

Так маленький ребенок плачет в магазине: «Хочу лего!», но постепенно учится, например, копить карманные деньги на желаемую игрушку и становится взрослее.

Воля – это не штука, которая «вдруг» берется из ниоткуда, это грамотно организованный мотив. Каждому наверняка известно такое состояние, когда заставлять себя не надо, потому что это «надо» — не кому-то, а тебе самому. Так вот инфантильный человек просто не готов к долгосрочному рутинному труду, не готов прикладывать усилия, он готов отказаться даже от реально нужной ему вещи или действия, лишь бы никак себя не заставлять.

Чаще всего это связано с тем, что мужчина пребывает в относительной зоне комфорта, покидать которую трудно, страшно и нежелательно. Это напоминает материнскую заботливую, но и контролирующую среду.

Юноша решил заняться спортом и поехать на сплав с друзьями, рассказал об этом матери. Мама говорит: «Я не хочу тебе мешать, но мне кажется сейчас не время для этого». Юношу поглощают раздумья, запал утихает, и он остается дома. Так он научается беспомощности, его маскулинность терпит поражение. Ведь момент действия – не время для обсуждений!

Вместе с тем, инфант способен заниматься какой-либо деятельностью, пока ему интересно, пока он испытывает энтузиазм, даже сутками напролет до изнеможения. Однако, как только наступит дождливое утро, когда тоскливо и не хочется ничем заниматься, он будет изыскивать всевозможное причины, чтобы увильнуть от работы.

Ему невозможно себя заставлять, вследствие слабости характера и отсутствия положительного опыта юношеских маскулинных безумных и решительных поступков, которые в свое время сдерживала мать, научив своего мальчика оставаться беспомощным, рафинированным.

Конечно, я хочу, чтобы мой сын женился <…> две его предыдущие жены были недостаточно хороши, и я их развела.
Из беседы с матерью взрослого сына

В любой, даже самой интересной работе наступает время, когда приходится сталкиваться с рутиной, скучными обязанностями. Тогда инфантильный мужчина приходит к очередному выводу: «Это не для меня!» Если же он сможет выдерживать рутину в своей деятельности, то это будет шагом к зрелости, способом избавиться от инфантильности.

Быстро – это медленно, но без перерывов.
Японская пословица

Иждивенчество

Это не обязательно прямая неспособность обеспечить себя финансово, это может быть бытовое иждивенчество как нежелание обслуживать себя самому, выполнять простые неприятные дела – убрать носки, сдать книгу в библиотеку, прийти вовремя, помыть посуду, доделать полку, приготовить поесть. Все это оказывается «не мужским делом».
Это не обязательно прямая неспособность обеспечить себя финансово, это может быть бытовое иждивенчество как нежелание обслуживать себя самому, выполнять простые неприятные дела – убрать носки, сдать книгу в библиотеку, прийти вовремя, помыть посуду, доделать полку, приготовить поесть. Все это оказывается «не мужским делом».

Вспоминается история отношений мужчины, который жил у своей женщины, сдавал квартиру, но ни гроша не платил в общий бюджет. «Если ты любишь, то не за деньги!» говорил он, тайком встречаясь в кафе, в кино, на шашлыках с подругами, найденными им на сайте знакомств.

Нередко, военные или бизнесмены, привыкшие приказывать и принимать решения на работе, остаются инфантильными мальчиками дома. Выбор мужской профессии может быть обусловлен попыткой психики выйти из-подспудной власти или навязчивого влияния матери. Но это полдела, бывает и так, что дома или в отношениях с женщиной эти мужчины возвращаются в юношеское инфантильное состояние.

Моя ранняя женитьба «не давала покоя» моей матери. Тогда же я занимался полетами на спортивных самолетах. Однажды нас спросили, кто хочет на военную службу. Я уточнил: «А отдельное жильё дадут?» — «Да». Так я стал военным.
Из беседы с военным летчиком

Потребительство

Привычка удовлетворять свои желания через развлечения, шоппинг, компьютерные игры, дорогостоящие игрушки – гаджеты, посиделки в клубах, на дискотеках, тусовках, экстремальные развлечения, например, прыжки с тарзанкой с моста.
Привычка удовлетворять свои желания через развлечения, шоппинг, компьютерные игры, дорогостоящие игрушки – гаджеты, посиделки в клубах, на дискотеках, тусовках, экстремальные развлечения, например, прыжки с тарзанкой с моста.

Сами по себе такие развлечения могут быть и у зрелого человека, но у инфантильного человека они занимают центральное место, избежать скуки становится смыслом жизни.

Эти увлечения являются еще одной попыткой инфанта «жить, не живя». Он пытается получать от жизни безопасные микрострессы в виде шоппинга или дискотеки, в отличие от жизненных трудностей, связанных, например, с развитием отношений, рождением ребенка, созданием своего дела.

Гораздо более важным жизненным уроком, чем защита докторской диссертации по философии, для меня стал опыт супружества и рождения детей.
Абрахам Маслоу

Интересно, что понятие «скука» в русском языке возникло относительно поздно, впервые «скука» было употреблено в письменных источниках в 1704 году.

Возможно, древние люди не знали скуки?

Скука связана с индивидуальностью, отдельностью, культом личности и уникальности каждого человека, а древние люди были частью коллектива, сообщества. Скука – удел человека, который не чувствует причастности к коллективу, у него нет настоящих глубинных привязанностей к кому-либо.

Человек есть общественное животное.
Аристотель

Скука физиологически связана с телесным движением к форме зародыша. Скучающий человек, если его никто не видит, как бы скручивается в эмбрион, сжимается. В этом движении, жестах скручивания в зародыш можно почувствовать жажду смерти, стремление умереть.

Таким образом, инфант пытается на поверхности развлечь себя потребительством, устранить постоянную скуку, причины которой значительно глубже.

Например, во внутренней пустоте, отдельности по принципу «я не такой», либо в страхе перед смертью и попытках жить «на черновик», не привязываясь и не обременяя себя, либо в выученной беспомощности и страхе выйти из зоны комфорта. Скукой психика пытается показать, что что-то не так, что это «не настоящая жизнь», что в такой жизни много небытия.

Автор: психолог Елена Шипилова
оригинал статьи: https://psyhelp24.org/infantilnyj-muzhchina/