Найти в Дзене

Семь смертных грехов в фильмах про художников

Перефразируя Библию, скажу, что не женщина, а художник - сосуд греха. Всевозможные излишества приписываются именно этим труженикам на почве искусства, что находит подтверждение и в биографиях великих творцов. Посмотрим, какие смертные грехи наиболее ярко отражены в фильмах про художников. Зависть Зависть зелёная, а олеандр белый. В этом фильме о матери и дочери - художницах тема зависти обыгранна очень тонко. Все завидуют всем: стареющая мадам завидует юности падчерицы, сидящая за решеткой мать завидует опекунше своей дочери, уродливые одноклассницы завидуют ее же красоте. В каждом из этих случаев зависть приводит к насилию (убийство, ранение, нападение, доведение до самоубийства), подчёркивая тем самым разрушительность этой эмоций. Зависть, как и ревность, - явление абсолютно социальное, вне общества оно невозможно, но а отличие от той же ревности, в зависти нет желания обладать, а только лишь разрушать, лишая всех возможности радоваться. В "Белом олнандре" это виртуозно продемонстрир
Оглавление

Перефразируя Библию, скажу, что не женщина, а художник - сосуд греха. Всевозможные излишества приписываются именно этим труженикам на почве искусства, что находит подтверждение и в биографиях великих творцов. Посмотрим, какие смертные грехи наиболее ярко отражены в фильмах про художников.

Зависть

Белый олеандр, 2002
Белый олеандр, 2002

Зависть зелёная, а олеандр белый. В этом фильме о матери и дочери - художницах тема зависти обыгранна очень тонко. Все завидуют всем: стареющая мадам завидует юности падчерицы, сидящая за решеткой мать завидует опекунше своей дочери, уродливые одноклассницы завидуют ее же красоте. В каждом из этих случаев зависть приводит к насилию (убийство, ранение, нападение, доведение до самоубийства), подчёркивая тем самым разрушительность этой эмоций. Зависть, как и ревность, - явление абсолютно социальное, вне общества оно невозможно, но а отличие от той же ревности, в зависти нет желания обладать, а только лишь разрушать, лишая всех возможности радоваться. В "Белом олнандре" это виртуозно продемонстрировано.

Похоть

Фрида, 2002
Фрида, 2002

В данном случае речь не о самой Фриде, а о ее незабвенном супруге - Диего Ривера (хотя Фрида, конечно, тоже хороша). Этот мексиканский мачо не отличался красотой, но о его романах слагали легенды, что попортило немало крови супруге. Отсюда и знаменитая фраза про две аварии в жизни Фриды - одна с автобусом, а вторая встреча с Риверой. Фильм косвенно рассказывает о непростых отношениях двух художников, пропитанных страстью и похотью, хотя основная часть экранного времени уделена исключительно Сальме Хайек в образе Фриды. Отдельно про Риверу почему-то фильмов не снимали, хотя он был не в пример талантливее жены.

Чревоугодие

Пиросмани, 1969
Пиросмани, 1969

Этот смертный грех многими всерьез не воспринимается, хотя у Данте в "Божественной комедии" обжоры гнили аж в 3-м круге ада.

"Пиросмани", конечно, не про обжорство, он - про гурманство. Во всем: в застольях, в отношениях, в жизни, в творчестве. Персонажи этого фильма, как и герои картин самого Пиросмани, редко выходят из-за стола. Все самые важные вещи решаются здесь - свадебные застолья, поминки, посиделки со старым другом. Домашний хлеб, свежая зелень, грузинское вино - еды мало, но она так хороша, что не стыдно и согрешить.

Лень

Спи, 1963
Спи, 1963

Энди Уорхол - самый большой лентяй среди художников. Мало того, что он поставил искусство на конвеер, превращая в "шедевры" любые тиражируемых изображения. Апофеозом его лени стала картина "Sleep" 1963 года, в которой 5 часов 20 минут демонстрируется спящий Джон Джорно (на тот момент любовник Уорхола). На премьерном показе фильма присутствовало всего 10 человек, двое из которых ушли в течение первого часа. Остальным было, видимо, лень.

Алчность

Отголоски прошлого, 2008
Отголоски прошлого, 2008

Тут требуется пояснение. К Дали рано пришел коммерческий успех. Его картины продавались, он сотрудничал с Диснеем и Хичкоком, снимал кино, снимался в рекламе, придумал дизайн упаковки для "Чупа-Чупс", писал книги и вообще старался коммерциализировать практически все, что делал. В 1939 году Андре Бретон, с которым Дали в тот момент был в открытом конфликте, насмехаясь над этой страстью Дали к деньгам, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что на латыни значит «алчный до долларов». Куда как не лучшая иллюстрация этому греху!

Гордыня

Сальвадор Дали: в поисках бессмертия, 2018
Сальвадор Дали: в поисках бессмертия, 2018

О ком можно говорить, когда речь заходит о гордыне? Конечно, о Сальвадоре Дали! И пусть я уже упоминала его применительно к другому греху, Дали хватит на всех.

С определенного возраста иначе чем гением он себя не называл. И публика вторила. Именно гордыня послужила разладу Дали с отцом, ссорам с большинством друзей, сложным отношениям с женой. За свою гордыню Дали поплатился, оставшись на старости лет в полном одиночестве - даже медсестры не могли справиться с этим безумным стариком.

Уныние

Поллок, 2010
Поллок, 2010

Джексон Поллок для меня - олицетворение греха уныния. Связано это, скорее всего, с алкоголизмом, а может со слишком серьезным отношение к себе и своему творчеству. Ни в этом художественном фильме, ни в документальных вы не увидите его довольным или улабающимся. Собственно, работы Поллока также можно считать иллюстрацией уныния.

Спасибо, что дочитали!

Рекомендую также:

Ни ума, ни фантазии - худшие фильмы про художников