Найти тему
Relative.red-1

К вопросу о бодипозитиве, или почему противное общество не принимает их нетрадиционную красоту

Некоторое время назад в мире появилось такое движение как «бодипозитив». Если быть честным, то бодипозитивные мысли стары, как мир, так как практически на любом этапе человеческого развития, внутренние качества личности ценились выше ее внешних данных (что отражено как в религиозных трактатах, так и во всевозможных кодексах поведения и уставах отдельных организаций), за редким исключением тех случаев, когда именно внешние данные были основным критерием, например, на конкурсах красоты (то есть, в редких случаях). Однако, в эпоху масс-медиа многие люди стали рассматривать внушительный перечень признаков красивого человека как критерий нормы. Те, кто не вписывались в них по различным причинам, испытывали серьезнейший стресс и могли заработать психические проблемы, вроде депрессии. Идеи бодипозитива помогали людям принять себя, смирившись с отдельными недостатками, осознать, что внешность в человеке – не главное и даже не основное, и это было, безусловно, позитивным и правильным движением. Однако, люди обладают феноменальной способностью извратить любую здоровую мысль.

Нередко сегодня на страницах феминистических статей, а также почти повсеместно в бодипозитивных пабликах распространяется мнение о том, что: красота – это социальный конструкт, красота – это мода, красота – это навязанные мужиками представления о том, что им приятно, о том, что красоты вообще не существует и т.д. При этом, автор_ки, как правило, полагают, что, исходя из объявленных ими тезисов, женщинам не нужно стремиться к соответствию этим стандартам. Не менее часто они высказывают мысль о том, что женщина не обязана ни мужикам, ни женщинам, ни обществу в целом соответствовать их представлениям о том, как ей нужно выглядеть. И знаете, в последнем утверждении они совершенно правы. Женщина обязана делать лишь то, что ей велит закон, а все, что законом не урегулировано, – на ее усмотрение. Тем не менее, они упускают один очень важный момент - практически любое социальное (да и вообще практически любое явление) имеет оборотную сторону медали, а в данном случае это то, что ни мужики, ни женщины, ни общество в целом не обязано признавать их точку зрения. Никто совершенно не обязан игнорировать то, что с их точки зрения является недостатком, до тех пор, пока это прямо не указано в законе. К примеру, люди верующие не имеют (в большинстве стран мира) права дискриминировать человека из-за его сексуальной ориентации, но никто не может запретить им считать это явление греховным/омерзительным/не здоровым. Да, верующий торговец не может не обслужить гея, зайди тот в его заведение, однако он совершенно спокойно может с ним не общаться, не поддерживать (и даже критиковать) его мысли по поводу своей ориентации, давать собственные оценки ситуации в целом и акциям ЛГБТК+ активистов.

Возвращаясь к теме бодипозитива - действительно, по желанию, женщина может не бриться, не мыться, не краситься, забить на свое тело и носить вместо одежды мешок из-под картошки. Может. Но точно так же, общество может дать такой личности свою оценку, сделать выводы и, в итоге, личность может оказаться в состоянии законной, условно вежливой, социальной изоляции. Вот с этим ряд долбанутых (не все из них долбанутые) бодипозитивщиц смириться не могут, и, в итоге, разрождаются новыми статьями о фэтфобии, о том, что худые их угнетают своей «привилегией на любовь» т.к. любителей толстушек кратно меньше в обществе, чем любителей стройных. Порой доходит до абсурда: одна британская активистка бодипозитива наехала, аки Ленин на буржуазию, на британское же агентство по изучению рака, из-за того, что они назвали ожирение одним из главных факторов его возникновения. С ее точки зрения, независимо от того, правдива ли данная информация, подобные сообщения нарушают интересы полных людей и недопустимы. Также она сообщила, что борьба с фэтфобией важнее борьбы с раком, потому ее ученым оппонентам еще многому нужно научиться. Это частный пример, но он хорошо иллюстрирует ситуацию в целом.

Так что же такое красота, и почему, действительно, в разное время и в разных культурах красивым считалось то одно, то другое? Попробуем разобраться.

О красоте

Еще с доисторических времен, более 100 тысяч лет назад, люди уже успешно осваивали континент Евразия. Тогда еще существовали иные виды человека, не только homo sapiens, представленные кроманьонцами, но и неандертальцы, денисовцы и, возможно, еще кто-то. Несмотря на очень сильные внешние различия, есть серьезные причины полагать, что кроманьонцы успешно смешивались с неандертальцами, и, кстати, европеоиды несут в себе незначительную долю неандертальского наследия. Тем не менее, уже тогда существовали украшения, причем не только наружные, но и, по всей видимости, наносимые под кожу (судя по деформации некоторых черепов), а также находятся примитивные инструменты, которые датируются порядка 20 тыс. лет до нашей эры, служившие (предположительно) для удаления волос с тела, причем, отнюдь не только с головы. Получается, что наши далекие недалекие предки, уже тогда всерьез были озабочены вопросами красоты.

Предлагаю рассмотреть сперва вопрос эпиляции, ведь явление это было широчайше распространено среди человеческих культур. Не считая упомянутого доисторического примера явление существовало в: Месопотамии, Египте, Греции и Риме, Персии, Османской империи и Арабских странах, Китае, культурах Латинской Америки и даже на территориях Европы, Скандинавии и Руси. Но от чего же, ведь явление, казалось бы, неестественное, как правило, болезненное и вредное, причиняющее массу дискомфорта объекту процедуры (в Риме очень не любили селиться рядом с банями, потому что оттуда непрестанно доносились крики тех, кому выдирают волосы в различных местах)? Удаление волос производилось срезанием, выщипываем, нанесением растительных средств на кожу и употреблением внутрь (не знаю насколько эффективно, но где-то верили, что помогает), лежали на солнце до выгорания цвета волос, чтобы они были менее заметны и т.д.

Ответ, как ни странно, кроется в подсознательном представлении людей о здоровье. Чувствуя смрад, наблюдая процессы гниения, или развития некого заболевания в человеке мы невольно испытываем отторжение. Это связано с более древним, нежели говно мамонта, механизмом - механизмом самозащиты. Излишняя «волосатость» женщины являлась одним из признаков гормонального сбоя (недостатка женских, или избытка мужских гормонов), что могло приводить (и приводило) к проблемам с деторождением. К примеру, гормональный фон у неандертальцев различался куда меньше чем у сапиенсов, потому у мужчин неандертальцев шло отложение жира, как сейчас сказали бы, по женскому типу, а вот у женщин вполне себе густо росла борода. И вот у них (что, возможно, тоже оказало влияние на процесс вымирания вида) имелись серьезнейшие проблемы с вынашиванием и рождением потомства, со здоровьем этого потомства и т.д. Таким образом, низкая «волосатость» или полное отсутствие волос в ряде мест являлись, если угодно, признаком женственности и давали дополнительное преимущество в глазах особей мужского пола (а вот мужчина, у которого не росла борода, напротив, рассматривался как неполноценный).

Подобные объяснения практически любого современного «социального конструкта» вполне себе имели место быть. К примеру, женщины полные были весьма популярны в определенное время в ряде регионов. Для обозначения такой полноты использовался термин «дородная», то есть, вероятность того, что она будет иметь проблемы в процессе беременности, родов, или травмирует плод, была минимальной. Сегодня, увидев бородатую женщину, мы, скорее всего, не задумаемся о том, как она будет рожать, но желающих «пошалить» с ней, полагаю, найдется не много.

По той же причине каблуки – изначально мужская обувь – стали массово использоваться женщинами, чтобы визуально казаться выше. Подсознательно мужчины понимали, что «крошке» выносить и родить здорового (а тем более крупного) ребенка, будет очень трудно. Слишком высокие тоже не пользовались сверх спросом, причем не из-за комплексов мужчин, а потому что еще пару миллионов лет назад наши предки были ростом с метр, и только переходили к прямохождению. Излишний рост часто приводил к проблемам с позвоночником, особенно у женщин, т.к. содержание кальция в их костях почти вдвое меньше чем у мужчин (потому здоровяк мужик – нормально и классно, а вот у высокой девушки могут быть проблемы), особенно остро вставала проблема во время беременности, т.к. плод жадно жрал кальций (и не только), изымая его из маминого организма, а дополнительный вес самого плода, также не добавлял здоровья. По итогу, у высокой девушки могла банально «поехать» спина со всеми вытекающими.

К слову, проблема родов стояла в разы острее всего лишь сотню лет назад. Существование микробов открыли относительно недавно, а потому к дезинфекции и стерильности не было такого почтения, как следствие, роды как естественные, так и кесарево, очень часто приводили к серьезнейшим проблемам, вплоть до летального исхода. Уровень детской смертности тоже отнюдь не радовал. В последние годы в Российской Империи в некоторых местах детская смертность до трех лет составляла порядка 60%. Выживали очень везучие и очень здоровые. А стало быть, женщина должна была быть тоже весьма здоровой, чтобы рожать несколько раз (в среднем по стране рожали 8-9, но это был не предел. В богатых семьях меньше, но, как правило, не менее трех). С тех пор прошло так мало времени, что сознательно-то мы понимаем: врачи спасут и маму, и ребенка в большинстве случаев, но подсознание еще перестроиться не успело, так как является наследием архаичным и меняется медленно.

В свое время были модны черные зубы у женщин, или же очень маленькие, де-факто изувеченные специальной обувью, ножки (которые даже ходить-то нормально не позволяли). Это было ярким свидетельством того, что женщина пребывает в большом достатке, что у нее много дорогущего сахара (или иных сладостей) и что ей не нужно работать для поддержания своего уровня жизни, а это очень большой плюс для потомства (да и супруга в частности).

Примеры можно приводить и дальше, но, в сущности, мужчины всегда реагировали положительно на максимально женственный и здоровый вариант + социальные плюшки. Сегодня, как уже было сказано, проблемы родов или голода стоят не столь остро в странах «золотого миллиарда», потому женская полнота вновь стала минусом. Ожирение приводит к серьезным проблемам с сердцем, позвоночником, способствует образованию рака, а также снижает выносливость (поноси на себе лишние 20+ кг весь день и по итогу обалдеешь). Конечно, другие положительные черты легко могут «переплюнуть» этот недостаток, но в глазах большинства (не всех, конечно) лишний вес остается недостатком, причем, по вполне понятным причинам.

Прогресс идет, меняется ситуация и ее оценки. Совершенство рыцарского обмундирования, так называемый «белый доспех», был чрезвычайно ценен, эффективен и удобен для войны средневековой (в нем можно было делать сальто, а пробить в ближнем бою оказывалось почти невозможным), однако теперь ни в одной современной армии ничего подобного встретить нельзя, так как реалии жизни серьезно изменились. Окажись мы снова в условиях средневековой войны, безусловно, подобные средства защиты вновь стали бы чрезвычайно популярны и ценны.

Есть еще одно занятное наблюдение: согласно многочисленным исследованиям, мужчины очень быстро адаптируются к изменению внешнего вида женщин вокруг себя (да и феминистки нередко утверждают, что мужлу пофиг куда «пихать»). Более того, при смене места жительства, буквально в течении двух лет стандарты красоты в представлении мужчин меняются. Нередки рассказы тех, кто был в армейских частях вдалеке от населенных пунктов, где во всей части женщин раз-два и обчелся, причем и те внешне похожи на бульдога, но к концу службы они начинали казаться очень даже симпатичными. Вспоминают обычно с ужасом и смехом.

Таким образом, нетрудно сделать вывод о том, что пользование косметикой, различными аксессуарами, красивые наряды и уход за собой в значительной степени являются средством конкурентной борьбы женщин в обществе. Не обязательно именно «за мужика» - многие мужчины занимаются, тем же, бодибилдингом не ради женского внимания, и не ради утилитарных целей, - а потому что в обществе такие качества как сила или красота, ценятся в общем числе человеческих качеств, так же, как ум, чувство юмора и т.д. Красивый человек, сразу, обложкой, демонстрирует всем что, либо у него отличные гены, либо достаточно сил/времени/средств следить за собой, а это, безусловно социальный плюс.

Долбанутые феминистки-бодипозитивщицы, не хотят мириться с таким раскладом и требуют этот важный социальный момент просто игнорировать. Возможно, потому как в этой конкурентной борьбе по ленности ли, по болезни ли, или еще из-за каких-то причин участвовать даже достойно, просто не могут.

Представьте себе ситуацию: рядом стоит две лавки, торгующие пирожками. В одном продавцы вежливы, пирожки вкусные и не очень дорогие. В другом же продавцы хамят, цены высоки, а продукт – не очень. И продавцы из второго киоска не хотят менять ни уровень обслуживания, ни качество продукции, ни ценовую политику, равно как заниматься маркетингом, вводить акции или как-то еще конкурировать с первым, нет! Они предпочитают обидеться на первых, заявив, что те их угнетают качеством продукции и сервиса, обвинить покупателей в том, что они из-за своих тупых социальных конструктов не желают жрать дорогое и поганое, выслушивая хамство, требуют равного отношения. Знакомая ситуация? Так же и в обществе, на подобные аргументы смотрят без толики сочувствия.

О социуме

Почему же они продолжают гнуть свое? Потому что, как ни странно, мы находимся в социальных общностях разного размера. У феминисток очень узкий круг общения, преимущественно состоящий из необходимых связей (однако их мнение для наших пациентов не важно) и тех, кто разделяет их точку зрения. Круг этот относительно узкий, а, следовательно, приходится мириться со всеми минусами его членов. Точно так же, в небольшом городке отыщется не очень много толкиенистов, желающих отыгрывать ролевки, а, следовательно, для того, чтобы игра вообще состоялась, приходится брать всех: матерящихся и обидчивых, плохо подготовленных и странных, уговаривать тех, кто хоть немного в теме, поучаствовать. Знакомо? Вот поэтому та же Болотина, которая запустила себя донельзя, матерится и оскорбляет всех подряд, жрет с помойки и не хочет работать – тоже член движения, потому что на таком тотальном безрыбье приходится брать что дают.

Возвращаясь к примеру, с ролевиками: в крупной тусовке кастрюля на голове уже не прокатит, идет отбор и повышается качество. Однако, ввиду убогости риторики, философского наполнения и общего антиобщественного характера (извращенной части) движения, оно аккумулирует лишь убогих, которые и так в общество не очень вписываются.

Наш круг общения шире, потому феминисткам-бодипозитивщицам никто не обязан уважать их точку зрения, раз уж они не уважают мнение общества. Никто не обязан учитывать их убогую позицию, раз они ничего не предлагают взамен. Общество - это не мама, не Господь Бог и даже не крокодил, которые будут любить тебя таким(ой) какой(ая) ты есть.

Покуда их позиция выглядит как «женщины, прекратите выглядеть привлекательно, а то на нашем фоне мы выглядим плохо», или «вы, мужики, козлы, потому что хотите выбрать для себя наиболее комфортный и привлекательный вариант, не думая о чувствах убожества (фактически не желая принести свои хотелки в жертву их хотелкам, заодно, де факто, продинамив более привлекаельный вариант)» - их массово не примут.

Кто-то, возможно, поддержит их точку зрения, но тогда он просто откажется от возможного социального преимущества со всеми последствиями. Без крови и боли, но со всем цинизмом.

При этом, безусловно, люди с физическими изъянами могут обойти людей красивых в ходе этой социальной конкуренции за счет других качеств: приятности в общении, ума, чувства юмора, талантов, социального положения и карьеры и т.д., особенно если они умело подчеркнут все свои достоинства и ловко прикроют тот или иной недостаток (например, «пышка» может выглядеть отлично, но как правило не в золотом обтягивающем платье).

Справедливости ради стоит отметить что некоторые сообщества действительно продвигают идеи: «Сестры! Получайте образование, улучшайте свой вкус, овладевайте навыками и искусствами, учитесь общению с людьми, чтобы все осознали насколько вторична внешность на фоне вашей внутренней красоты! Ваш выбор может нанести вред вашему здоровью (чаще всего, касательно ожирения), но не должен быть причиной ненависти к себе»! Однако, едва ли такие слова вызывают у общества какое-то отторжение, так как полностью коррелирует с его представлениями об этике и морали. Причиной написания данной статьи являются иные, если угодно, «гнилые» представители бодипозитивного направления. Трудно сказать кого из них больше (в движении бодипозитива), так как автор, не будучи феминисткой со стажем, не способен провести репрезентативную выборку за полчаса, не сходя с места, однако, полагаю, что не погрешу против истины, сказав, что мы чаще слышим иные лозунги: «люби себя такой какая ты есть, а все, кто не согласен – сволочи! Гордись своими изъянами, а те, кто скривятся – мрази! Не рефлексируй, не старайся понять их точку зрения, пускай считают тебя тупой, но это просто они – узколобые сволочи! И да, красоты, конечно, не существует – все это напускное и бессмысленное». Возможно, потому что подобные не решают проблем своего коммьюнити, а пытаются прогнуть общество под себя, громко вопя о своих представлениях о жизни на всю ивановскую. Общество их замечает и… дает свою оценку.

Вот, пожалуй, основные причины того, почему противное общество не принимает нетрадиционную бодипозитивную «красоту». Потому что красота внешняя существует, и это не только мода или социальный конструкт. А также потому что многие (как правило, наиболее заметные, ввиду яркости гражданской позиции) бодипозитивщицы не столь непривлекательны внешне, сколь уродливы внутри.