Найти в Дзене
Мария Городова

Анатомия греха, часть VII.

«Создал Бог человека. Это понятно. Но смотреть тысячи лет как эти два балбеса слоняются из угла в угол райского сада? Да я бы сдох со скуки! Даже ребенку в песочнице надоест смотреть на просто ползущего муравья. А что если насыпать перед муравьем горку? А закопать в песочек? Выползет, не выползет? И вот, пожалуйста, Бог ставит перед челом дерево. И пошло стремительное развитие сюжета. Ни одному программисту такое и не снилось. Саморазвивающаяся игровая модель! Бог придумал удивительную штуку – Жизнь. Берем юнита, наделяем его свободой воли, устанавливаем обязательные для всех правила игры: рождение – жизнь – смерть, а также потребности в питании, размножении, стремление управлять другими юнитами, жажду власти, желание славы, страсть к богатству. Наделяем юнитов разной силой, умениями и способностями по шкале интеллекст-глупость. Забыл сказать, игра с подгружаемым интеллектом. Вкладываем в юнитов инстинкт заботы о потомстве. Настраиваем ограничения и самоограничения, которые назовем нр

«Создал Бог человека. Это понятно. Но смотреть тысячи лет как эти два балбеса слоняются из угла в угол райского сада? Да я бы сдох со скуки! Даже ребенку в песочнице надоест смотреть на просто ползущего муравья. А что если насыпать перед муравьем горку? А закопать в песочек? Выползет, не выползет? И вот, пожалуйста, Бог ставит перед челом дерево. И пошло стремительное развитие сюжета. Ни одному программисту такое и не снилось. Саморазвивающаяся игровая модель!

Бог придумал удивительную штуку – Жизнь. Берем юнита, наделяем его свободой воли, устанавливаем обязательные для всех правила игры: рождение – жизнь – смерть, а также потребности в питании, размножении, стремление управлять другими юнитами, жажду власти, желание славы, страсть к богатству.

«Адам и Ева», Антонио Молинари (1655 – 1704), время создания 1701-1704 гг..
«Адам и Ева», Антонио Молинари (1655 – 1704), время создания 1701-1704 гг..

Наделяем юнитов разной силой, умениями и способностями по шкале интеллекст-глупость. Забыл сказать, игра с подгружаемым интеллектом. Вкладываем в юнитов инстинкт заботы о потомстве. Настраиваем ограничения и самоограничения, которые назовем нравственностью: например убивать себе подобного можно и не чаще 2 раз в день, желательно только словом. Программируем внутри юнитов опции следовать этим нравственным законам, или нет (можно назвать это совестью). Дадим возможность самому юниту, прошедшему какой-то, скажем, 10 уровень, додуматься, что этими опциями он может управлять сам. Вводим элемент рандомизации (случайности), с плюсом –«удача», и с минусом – «чувак, ну ты и попал!». Создадим ограничения в выборе места рождения и изначальном статусе… Вариации по расам и особенностям внутри них. Учтем лимитированность пространства, границы, конкуренцию за ресурсы и женщин… Мария, диздок (т. е. дизайнерский документ) уже сейчас нехилый, хотя много чего не расписано. Но уже ясно – сногсшибательное действо! Можно смотреть бесконечно! Эх, сдается мне, что Большой босс с нами просто играет!» Евгений. Из обсуждения серии статей «Анатомия греха», ссылки под текстом (каждую часть можно читать как независимую историю, но можно идти от 1 текста к 7, заключительному).

Здравствуйте, Евгений! После выхода в свет фильма «Матрица» ситуации, когда жизнь путают с виртуальной реальностью, перестали быть редкостью. Хотя на мой вкус вы все сильно упрощаете – и Бога (он не геймер, гамающий в «Жизнь»), и человека (даже первый, Адам – не юнит), и саму жизнь. А чтобы Вы разобрались во всем, предлагаю вместе расписать сценарий Игры под названием Творение.

Написание дизайнерского документа, сценария – начальный этап создания любой компьютерной игры: словесное изложение её идеи, свойств мира, в котором будет происходить действие, описание персонажей (юнитов), их качеств и задач, и т.д. Программеры, так называют программистов, пишущих компьютерные игры, часто сопровождают текстовой вариант будущей игры словами «Круто! Классно! Отличная работа! Ну, ты даешь, чувак!», но я воздержусь от эмоций. Распишем только канву, главные этапы. За основу возьмем первые три главы Книги Бытия.

А. Итак, на шестой день Творения мира, после создания неба и земли, растительности и животных, Бог приступает к человеку (буду называть его все-таки «adam» человек, а не юнит). Акт творения человека — явление исключительное, отличное от актов творения остальных объектов мира, в том числе и животных.

В. Исключительность создания человека в том, что план создания звучит так: «сотворим его по обра­зу­ Нашему и подобию Нашему». А когда рассказывается, как происходило создание, фраза «подобие Божье» уже не фигурирует.

То есть Бог наделяет Адама такими свойственными Ему Самому качествами, как бессмертность, свобода воли, разумность, которые проявляются в человеке способностью к мысли, способностью к речи, способностью к творчеству (нет, Евгений, мне все-таки очень хочется написать здесь после каждого свойства «Классно!»), личностной основой бытия, тягой к добру, способностью любить (а здесь можно было бы написать «Нереально классно!»). Это образ Божий в человеке — основа его личности, созданная Богом. А вот стать подобием Бога человек должен сам. Это и есть задача, поставленная Господом перед человеком.

С. Адам творится из праха земного, и становится он душою живою не тогда, когда ему написали код движка. А после того, как Бог вдохнул ему «дыхание жизни», то есть после действия высокой интимности, близости, доверия. Изначальное единство мужчины и женщины (которая еще не создана, ее свойства еще не расписаны) утверждается самим замыслом.

D. Господь благословляет созданное, и дает две заповеди. Благословение – это сообщение Божественной благодати – нетварной, идущей от Бога энергии (силы), соединяющей человека с Богом.

Первая заповедь, данная Богом: «плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю». С ней, Евгений, надеюсь, все понятно. Вторая: «и обладайте землею, и владыче­с­т­ву­йте над животным» — не только передает человеку власть над тварным миром, но и делает его ответственным за его судьбу. В Божьем мире власть и ответственность неразделимы.

E. Бог создает рай, растущее в раю приятно на вид и хорошо для пищи, в центре рая – дерево жизни и дерево познания добра и зла.

F. Господь поселяет в рай Алама, чтобы он возделывал сад и хранил его (третья заповедь). Только не подумайте, что перед нами игра «Ферма». Человек был создан Богом не для выращивания виртуальных кабачков и накопления агробаксов.

G. Сразу после заповеди возделывания сада Эдем, Бог произносит заповедь четвертую, ключевую — «от всякого дерева можешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, потому что в день, в который ты от него вкусишь, смертью умрешь». Исполнение этой заповеди и было бы шагом к обожению.

H. Как часто бывает со сложными играми, рано или поздно приходится решать философские проблемы. Как говорят программеры, «разберемся с идеологией». Итак, что такое дерево добра и зла? Точка, необходимая для выражения человеком выбора (точка выбора)? Препятствие? Условие перехода на другой уровень? В конце концов проверка на вшивость (я Твой Создатель сказал тебе не ешь, посмотрим, как ты поступишь)? Что ж, Евгений, давайте рассуждать.

Свое любимое создание, перед которым стоит задача стать подобием Божьим, Бог помещает в рай – своего рода колыбель. Здесь венец творенья должен пройти созревание: все в раю благословлено для человека. Все соединяет его с Богом. Все, кроме дерева запрета. Соединение Адама с Богом в раю не умозрительное, оно происходит через пищу, вкушение плодов рая. И сама жизнь в раю, цель которой обожение, и есть общение с Богом (помните, мы говорили о благословении?). Но мир больше, чем рай. В мире есть стихии, хоть и созданные Богом и даже подвластные ему, но губительные для младенчески юного Адама. А есть даже и такие, которые в существующем виде Богом не созданы. Зло, например. Бог зла не сотворял, но оно явилось следствием свободы, которую Он дал своим творениям – Ангелам, свободы столь великой, что она простирается до возможности отрицания Самого Создателя. Дьявол – противник Господа, и есть такой отрицатель, первый избравший путь против своего Творца. Но, повторюсь, не только стихия зла опасна для младенца Адама (младенца в духовном смысле, он еще только начал свое развитие, он еще в колыбели). И Бог предупреждает об этом. Вы знаете, Евгений, если бы Ева не соблазнилась, заповедь запрета осталась бы всего лишь предложением, повествующим о том, что есть два пути развития: путь с Богом, путь послушания Ему, путь жизни. И путь иной, ведущий к смерти. Зная, что случилось потом, мы можем сказать, что заповедь была предостережением. Трагичной ее сделал поступок Евы, свершившееся искушение.

I. Создатель приводит к Адаму животных, чтобы он нарек им имена. С одной стороны, это познание Адамом сущности каждого из них, с другой — утверждение власти над ними. С третьей – констатация ответственности человека над тварным миром. Еще раз.

J. При познании сущностей всего живого обнаруживается, что среди всего многообразия нет подобного Адаму, нет помощника ему. Такое одиночество оценивается Богом категорией «нехорошо». Создается женщина. Способ её создания несет в себе глубокие смыслы. Для женщины берется сокровенная, внутренняя, сердцевинная грань мужчины. Евгений, предлагаю Вам самостоятельно подумать, какие качества и свойства это определяет.

K. Адам впервые проявляет активность, произнеся «вот, это кость от костей мо­их и плоть от плоти моей; она будет назы­ваться женою, ибо взята от мужа». И дальше неожиданное: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и при­лепит­ся к жене своей», и будет «плоть едина». И были Адам с Евой наги, и не стыдились. Стыд – первое чувство, упоминаемое в Библии.

L. Появляется змей. Хитрее всех зверей полевых, он атакует Еву. Диалог соблазна построен на том, что змей, мешая ложь с правдой, обещает: «Вкусив плод, вы не умрете, наоборот, у вас откроются глаза ваши, и вы станете как боги, знающие добро и зло». И на клевете: «Бог запрещает вам вкушать, боясь, что вы станете как он». Сам факт вступления в диалог с дьяволом уже ведет к изменению природы человека. Начиная разговор со змием, затем молчаливо соглашаясь с клеветой на Господа, Ева меняется. Запретный плод начинает казаться ей и вкусным, и красивым, и вожделенным. Она вдруг начинает надеяться, что съев его, станет «как боги». Ева стремительно отпадает от Бога. И падает. Сначала только внутри себя, в желаниях, а потом и действием. Ее попытка стать богом вопреки Богу, мимо Него — магия. Не путь обожения вместе с Богом, а воровство. Ева искушается. Ева дает плод Адаму. Точка выбора становится точкой невозврата. Error.

M. Евгений, каким был бы сценарий, прогони Ева змия прочь, нам не ведомо. Поэтому дальше все трагично. Для всех.

N. Выбор пути, неблагословенного Богом приводит к катастрофе. Отпав от источника жизни, человек становится смертным – вот итог изменений его природы. Смерть – это разрыв. Конечная точка в том, что было задумано как бесконечность. Как благословенный бесконечный путь возрастания в Боге – обожение.

O. Cвоим падением Адам совлекает за собой в смертность весь мир (вспомнили о власти над ним и ответственности?) Отныне всякая тварь в мире страдает и мучается. Но и сам Адам этому миру уже не властитель. Теперь человек будет со скорбью питаться от земли, тернии и волчцы она произрастит человеку.

P. Еще одно последствие – трещина, которая пролегла между людьми. Съев запретный плод, первые люди увидели, что они наги, им стало стыдно. У них действительно открылись глаза, но они обрели видение разрывов, разделенностей. Так появляется ощущение другого. Тот, кто был с тобой плотью единой, становится чужим. Много позже Сартр скажет: «Ад — это другой». Другой смотрит на тебя. И Адам с Евой делают себе опоясания.

Q. Еще один разрыв – разрыв с Богом. Адам слышит голос Бога уже не в своем сердце, а вовне. Причем эта потеря единения с Отцом так велика, что бедный грешник думает, что может спрятаться от Всевидящего в деревьях рая. Открывшиеся глаза Адама скрывают от него Бога. Вот какое зрение предлагает человеку дьявол.

R. Попытка спрятаться от Бога свидетельствует и о помраченности самого Адама. Разлад внутри человека – еще одно последствие грехопадения. И эти два возникших диссонанса – разрыв связи человека с Богом, и разлад в самом человеке – взаимообусловлены. Когда Бог призывает Адама к покаянию, тот воспринимает слова Божьей любви не как возможность, покаявшись, припасть к ногам Создателя, вернуться к Нему, нет. Адам видит в словах Бога обвинение, и в ответ перекладывает вину на Еву. Чувства вины и страха — тоже симптомы разлада в человеке, поврежденности его природы.

«Изгнание из рая», Корнелис ван Поленбург (1594/95 — 1667 гг.), время создания 1646—1667 гг..
«Изгнание из рая», Корнелис ван Поленбург (1594/95 — 1667 гг.), время создания 1646—1667 гг..

S. Изменение природы человека таково, что отныне он нуждается в телесности. Бог одевает его в нее – делает человеку кожаные одежды. Как следствие той же поврежденности природы, страдания женщины при вынашивании новой жизни и родах.

T. Изменения природы человека приводит и к искажению взаимоотношений в плоскости пола. До грехопадения эти отношения укладывались в формулу всей полноты любви: женщина была создана из сокровенного в мужчине, мужчина воспринимал ее как кость от кости, плоть от плоти своей. И сочетал себя с ней как «плоть едина». Отднесь гармония единства искажена, сказано женщине: «к мужу будет влечение твое и он будет господствовать над тобою».

U. Змей за то, что он сделал, проклинается Богом. Отныне он будет есть прах во все дни жизни своей, то есть питаться тленным, грехами человеческими. И между ним и человеком проляжет вражда.

V. Что есть зло, а что добро, познано. Для того, чтобы падшая страдающая природа человека не была увековечена вкушением от древа жизни, человек изгоняется из рая. Бог высылает Адама на землю. Адам возвращается возделывать землю, из которой был взят. Отлученность от дерева жизни непреодолима. Бог ставит Херувима с пламенным мечом обращающимся охранять путь к нему.

W. Все. SOS. Долгие тысячелетия, действительно похожие на игру, которую Вы расписали.

X. Но, но, но, Евгений! С первых строк нашего дизлока в наш сценарий вкралась чудовищная ОШИБКА! Мы все время не учитывали одно неизвестное. То есть оно было неизвестно Вам. Х – для Вас. И сейчас без этого X никуда.

Y. Евгений, Вы еще не догадались, о чем я? Нет? О Любви. Да, отпав от Создателя, человек был обречен на смертность, на тяжкий труд, на страдания. Пропасть, которая пролегла между Богом и человеком, пропасть смерти, человек своими силами преодолеть не мог. И Сам Бог не мог – просто так, переписав программу, переделав код, удалив, стерев неудачу из памяти. Как ни странно, Всемогущий не мог. Бог не Папа – сильнейший игрок на языке геймеров. Бог – Отец. Все это долгое время разлученности с любимым творением Он страдал вместе с человеком, Он скорбел с ним, Он взывал к падшему созданию, Он не оставлял его одного на жестоком поле жизни. Для Бога есть только один способ ответить на наш сигнал бедствия. И Господь посылает в наш, отнюдь не виртуальный мир, Своего Единородного Сына. И Спаситель Своей Крестной смертью, Своим сошествием во ад, побеждает смерть, преодолевает пропасть, разверстую грехопадением. Своими ранами Он врачует наши язвы. Своими страданиями исцеляет наши страсти. Своею Кровью воссоздает растленную природу нашу и Своим Воскресением дает нам шанс.

Z. Женя, чем мы ответим на такую любовь к нам?

THE END, нет, это еще НЕ конец.

С уважением Мария Городова, продолжение скоро.

Из книги Мария Городова «Колыбель огня» ©

Если Вам было интересно, не забудьте поставить лайк, тогда Вы будете видеть мои тексты чаще, подписывайтесь на мой канал – впереди много важного, увлекательного - я Вас не разочарую! Мария Городова.

Анатомия греха, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.

Один грех тянет за собой другой

Если Бог - добро, почему страдают невинные?

Офис: крысы или люди

А здесь личное: Как Алла Пугачева кормила моих детей