Отец психоанализа, создатель психодинамических и психосексуальных теорий и вдохновитель интерпретации сновидений. Это всего лишь капля в океане вклада Зигмунда Фрейда в психологию. Он был одним из тех, кто придал глубокое сомнение тому, что человечество больше, чем разум и сознание, человечество скорее движимое импульсами, инстинктами и непроницаемой тьмой бессознательного ума.
Возможно, по этой неуправляемой причине Фрейда никогда не привлекала музыка; на самом деле он ее отвергал. Согласно нескольким свидетельствам, слушать музыку ему было невыносимо, так как она вызывала у него мигрень и тяжелый невроз.
Но не все было потеряно. Фрейд нашел большой источник вдохновения в литературе. В переписке с близкими знакомыми он описал книги, которые показались ему великолепными и интересными. Только шестеро занимали заветное место, являясь его любимыми произведениями, и одному оставалось удивляться, почему они захватили его воображение?
«Потерянный рай» Джон Мильтон
Древний рассказ о потере совершенства, как в природе, так и в человеческом облике, написан Джоном Мильтоном, который к 43 годам потерял зрение, но завершил эту работу из 12 томов.
Эта эпическая поэма состоит из четырех книг, которые описывают восхождение и падение Сатаны, и восьми книг про Адама и Еву, которые поддались искушению.
Эта работа вдохновила Блейка, Шелли, Толкиена и многих других.
«Книга джунглей» Редьярд Киплинг
Те, кто вырос на версии Disney, могут быть удивлены реальной истории Маугли, в которой больше описываются джунгли, нежели человек. «Лягушонок», так ласково называют Маугли приемные братья волки и другие друзья, вступает в конфликт, который порождает понимание гибких правил и негибких законов джунглей. Маугли несколько раз избегает верной смерти благодаря сочетанию мастерства, хитрости и вежливости – и это без участия Балу и Багиры, хитрой змеи Каа и опасного, нарушающего закон тигра Шер-Хана.
«Юмористические истории и зарисовки» Марк Твен
От прыгающих лягушек до политиков и журналистов, Марк Твен описывает все странное и неуместное в американской жизни. Он даже поднимает тему о знаменитом писателе Джеймсе Фениморе Купере, которого обвиняют в том, что он совершил литературные ошибки.
Если вы не поклонник сатиры или фарса, возможно, что эта работа не будет вашим любимым произведением Твена, хотя в «Похищении белого слона»действительно есть остроумные колкости в адрес забавного поведения людей и трещин системы правосудия.
«Поэмы и баллады» Генрих Гейне
Будучи уроженцем Дюссельдорфа, оказавшимся в тисках французских и Наполеоновских восстаний, Гейне изучал юридические и правительственные дела, от которых позже отказался. Увлекшись литературой и устав от постоянной цензуры, поэт переехал в Париж. Вернулся на родину он только через 13 лет.
После работы журналистом и писателем-путешественником Гейне стал полностью презирать цензуру и романтизм, поэтому его стихи несут постоянный аромат недовольства и сарказма, и даже смерти. «Соломон» и «Морфий»особенно трогает, в то время как сага «Возвращение домой» одновременно трогательна и мрачно-комедийна.
«Братья Карамазовы» Фёдор Достоевский
Один из лучших аллегорических романов, объясняющих раздробленную природу России XIX века.
Каждый персонаж является представителем одного из правящих классов. Есть отец Федор, помещик, который небрежно относится к своей земле, но жадно использует ее для себя. Есть Дмитрий, который скитался из дома в дом и к восемнадцатилетию вырос обремененный долгами. Есть скептик Иван, который хочет жить больше среди холодных понятий, чем среди людей. Третий-кроткий Алеша, мистик и религиозный миротворец, и незаконнорожденный Смердяков. Повсюду – темы любви, закона и долга, что делает эту книгу одной из лучших книг Достоевского для чтения, после «Преступления и наказания».
«Дэвид Копперфилд» Чарльз Диккенс
Трагедия о жизни Копперфилда во многом связана с биографией автора. В книге есть личный опыт любви, потери, переутомления, лишения в школе-интернате, финансовых восхождений и паданий, неудачного брака, который сам Диккенс пережил.
И солнечный оптимизм господина Микобера, смешанный с глубоким отчаянием, и угодливая хитрость Урии Хипа, были представлены во многих фильмах и пьесах с момента дебюта истории о мальчике, который прошел через одиночество, чтобы найти успех в мире – и все также жаждущего о какой-то более глубокой цели, укорененной в любви.
Фрейд подарил копию этой книги своей невесте Марте Бернейс в день их помолвки.
Литература поймала Фрейда в свою сеть, и в результате он исследовал бесчисленные жанры, от медицины и психологии до искусства, археологии, философии и истории.
Литература и искусство, в отличие от сновидений и неврозов, служат художнику проводником фантазии, который открывает путь к реальности.
____
Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал о чтении, саморазвитии и полезных книгах.
— Подписывайтесь на рассылку ✉️ книжного тренера Bookfit.
— Скачивайте трекеры привычек и бланки продуктивности 📄 для распечатки