В пионеры меня принимали в музее латышских стрелков, который располагался в самом центре Риги. Это был 1984 год. Помню, как я радовалась и одновременно волновалась, потому что красные галстуки повязывали сами латышские стрелки, на тот момент уже очень старенькие. А сейчас в этом здании находится музей оккупации...
Это отрывок из письма нашей читательницы Елены, поступившего на почту после выхода в свет предыдущих публикаций.
Елена родилась и жила с родителями до 17 лет в Риге. Она и сейчас продолжает активно общаться со своими учителями и бывшими одноклассниками, живущими в Латвии. Поэтому к ее рассказу мы еще вернемся, а пока хотелось бы определиться с самим термином "оккупация". Различные словари толкуют его по-разному.
Например, "Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов" дает следующее определение:
Оккупация - временное занятие вооруженными силами государства неприятельской территории без приобретения суверенных прав на нее. Военная оккупация, производимая империалистическими державами, обычно сопровождается нарушением норм международного права, грабежами мирного населения (выделено автором статьи) и т. п. Типичным примером такой оккупации является оккупация немецко-фашистскими войсками части европейской территории СССР в 1941 — 1945 гг. во время Великой Отечественной войны.
Уже даже не удивляет, что латыши приравняли Советский Союз к фашистской Германии, поэтому вся экспозиция "музея" подразделяется на три части: «Первый год советской оккупации (1940—1941)», «Оккупация нацистской Германией (1941—1944)» и «Послевоенная советская оккупация (1944—1991)».
По мнению автора, в "музее" незаслуженно пропущен очень важный этап под названием "Оккупация США и Евросоюзом" (с 2004 года или даже ранее и по настоящее время), почему я так думаю - объясню ниже.
Советские "оккупанты" на территории "прибалтийского страдальца" (Латвии) вели себя очень странно.
Во-первых, в отличии от выделенной выше фразы, они почему-то не грабили "захваченную страну", а всячески инвестировали в нее.
После Великой Отечественной войны на тихую аграрную Латвию в буквальном смысле пролился "золотой дождь". К закату Советского Союза в ЛатССР производилось практически все, начиная от косметики, трикотажа, текстиля, мебели и радиоприемников и заканчивая микроавтобусами, электропоездами и т. д.
Латышские "бренды" (я использую современный термин), созданные в советские времена, до сих пор известны на всем постсоветском пространстве. Недавно в "Пятерочке" мне попался "Рижский" хлеб с тмином и шпроты, произведенные в России, но с попыткой повторить дизайн тех самых "рижских шпрот". А были еще "рижские духи", "рижский бальзам" и многое другое.
Во-вторых, "агрессоры" по непонятным причинам сразу же принялись заниматься образованием и просвещением "захваченного" населения.
В 40-е годы в прибалтийских республиках все еще очень остро стояла проблема ликвидации неграмотности и малограмотности. На первом месте стояла Литва, но и Латвия далеко не ушла.
А на момент развала Советского Союза (1991 год) в ЛатССР работало 15 научно-исследовательских институтов!
Строились клубы, школы, создавались средние и высшие учебные заведения.
В-третьих, "захватчики" озаботились тем, чтобы население "захваченных" территорий проживало в комфортных условиях.
Вернемся к рассказу Елены.
На месте многоквартирных домов, в одном из которых я в свое время жила, раньше располагалась усадьба под названием Гросс-Дамменгоф. Сам барский дом я не помню, его снесли еще до моего рождения, и построили на его месте детский садик.
Но во времена моего детства еще существовали старые амбары и два дома (один одноэтажный, а другой двухэтажный, расположенные метрах в ста друг от друга). Изначально они предназначались для проживания батраков и обслуги поместья (т. е., разумеется, для латышей). Они были деревянные, весьма неказистые на вид и, конечно же, без удобств. А уличная водопроводная колонка, к которой мы, будучи детьми, летом бегали пить воду, была одна на два дома.
Жильцы этих домов написали письмо на имя Л.И. Брежнева с просьбой их переселить. И, действительно, одноэтажный дом расселили в начале 80-х годов, двухэтажный - немного позже. Но всем дали благоустроенные квартиры!
Можно выделить еще в-четвертых, в-пятых, в-шестых и т.д.
Например, наш читатель в комментариях к предыдущей статье пишет:
Служил в Эстонии командиром авиационной эскадрильи истребительной авиации ПВО. Денежное содержание было достойное - 500 рублей в месяц. Проживал в "хрущевке" по соседству с простым водителем бензовоза местной нефтебазы. Он на газоне с бочкой развозил топливо по хуторам и предприятиям, его заработная плата была 600 рублей в месяц. Мой тесть, точно такой же водитель на газоне, развозивший топливо по кубанским колхозам на таком же газоне с бочкой получал чуть более 200 рублей и считал, что хорошо зарабатывает...
Уважаемый Траковский (извините, но я не знаю вашего имени и отчества), указанная вами ситуация сложилась потому, что после войны прибалтам (а также Западной Украине и Западной Белоруссии) были предоставлены "особые условия". Если сравнивать с РСФСР и БССР (только они являлись союзными республиками-донорами, все остальные 13 – республиками-нахлебниками, о чем мы писали в предыдущей статье), то разница в уровне зарплат в промышленности достигала двукратного размера (не в пользу России и Белоруссии, разумеется), а в сельском хозяйстве - трехкратного.
Также стоит отметить прекрасные дороги, лучшие в Советском Союзе (а на втором месте угадайте кто? Западная Украина!), современные морские порты и многое другое. Если перечислять все прелести жизни, которые незаслуженно достались латышам от советских «оккупантов», то придется написать еще несколько статей.
А что же случилось, когда закончился "второй период советской оккупации"? Послушаем самих латышей.
Председатель Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс:
Когда правители Латвии получили независимость, они толком не понимали, что это такое. Они так долго и упорно готовились бороться за свободу, и вдруг бах! - независимость. Что же с ней делать? Первая светлая мысль - воровать, распилить советское наследство.
Экономист Эйнарс Граудиньш:
Борьба только за оборудование завода микроавтобусов "РАФ" длилась 10 лет после его уничтожения. В результате станки экспортировали за пределы страны...
Зато в Латвию, почуяв запах легких денег (т.е. возвращения недвижимости, получения денежных компенсаций), хлынули потомки тех, кто сбежал вместе с гитлеровцами из Латвии в конце Великой Отечественной войны (то есть злобные русофобы), а также целый штат экономических консультантов из США.
Но даже советское воспитание и образование не помогло прибалтам избежать поведения типичных дикарей, которые за блестящие безделушки (кредиты) очень быстро продали все созданное трудом населения великой державы - СССР.
А на самом деле в Латвии была использована очень простая, можно сказать, элементарная, но в то же время очень эффективная в отношении дикарей схема (ранее уже прекрасно отработанная в некоторых странах бывшего соцлагеря):
1. Населению буквально "за паспорт" выдавались кредиты иностранных банков.
2. Наивные прибалты, получив «халявные» деньги, тут же бежали их тратить на приобретение импортных товаров в иностранных же торговых сетях, которые получили от этого хороший доход.
3. Праздник жизни через какое-то время закончился, в итоге доверчивые и глупые аборигены остались с долгами перед иностранными банками (которые, разумеется, нужно возвращать вместе с процентами – ведь это же не советский «золотой дождь»).
Объективности ради хотелось бы отметить, что в 90-е годы, во времена президентства Ельцина, Россия шла по аналогичному пути. И только с приходом к руководству страной В. В. Путина ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону.
Говорит лидер "Центра согласия" Янис Урбанович:
Мы сами были дураками. Да, европейцы нам говорили: если вы хотите, мы вам дадим денег, но чтобы вы уничтожили вашу сахарную промышленность или порезали на железо ваш рыболовецкий флот. И мы брали деньги и делали то, что нам велели...
А что же сейчас?
В первой части мы рассказывали о русскоязычной семье, глава которой в 1991 году полностью поддержал независимость Латвии от Советского Союза, а сейчас хочет получить российское гражданство и переехать с семьей в Россию на постоянное место жительства.
В своих устремлениях он не одинок. Многие русскоговорящие жители Латвии принимают российское гражданство в упрощенном порядке по различным основаниям, в том числе, оформляют для этого участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, либо обращаются в установленном порядке с заявлениями о признании их носителями русского языка.
Пишет Елена:
"Общаясь со своими одноклассниками, я стала замечать в них какую-то внутреннюю опустошенность, усталость. Максим, мой школьный сосед по парте, говорит, что, благодаря Евросоюзу, из страны уехали самые активные, работящие, перспективные люди. Местные юмористы даже придумали поговорку: "уезжают все, кто может дойти до вокзала или доехать до аэропорта".
По мнению автора данной статьи, описанная выше ситуация, сложившаяся сейчас в ранее процветавшей советской республике, как раз более всего и подходит под определение "оккупация".
Чтобы нас не упрекнули в выдумках, приводим скриншот реальных комментариев к статье "Экономика в 2019 году: что ждет Латвию?", опубликованной на сайте газеты МК Латвия от 17 января 2019 года.
А лично мне Латвия сейчас более всего напоминает игрушку, куклу с головой, набитой опилками или соломой, которую дергают за ниточки представители Евросоюза и их заокеанские хозяева.
Уважаемые читатели, на этом цикл статей про Латвию пока заканчивается, потому что своей очереди на публикацию с нетерпением ждут другие "герои" нашего времени.
Не стесняйтесь писать свое мнение по затронутой в публикации проблеме в комментариях.
Кроме того:
+ Ваши лайки и подписка на наш канал будут очень приятны автору данной статьи!
+ Вступайте в наши группы в социальных сетях, ОК https://ok.ru/grazdanstvorfru и ВК https://vk.com/grazdanstvorfru, в них мы тоже выкладываем много интересной информации.
+ Получить бесплатную консультацию по вопросам получения российского гражданства можно на сайте grazdanstvo-rf.ru.