В XIII—XV столетиях городская изба, где проживало подавляющее большинство москвичей, представляла собой рубленую клеть размером от 3,5 x 3,5 м до 6 x 6 м. Иногда её разделяла стена на два помещения: светлицу и истобку с печью без трубы, которая топилась по-чёрному. Позже, в XVI—XVII веках стали появляться посадские дома из трёх частей – сеней, клети и избы. Сени в виде коридора разделяли жилище на две части. Холодная клеть (белая горница или светлица) могла использоваться в качестве хозяйственного помещения - чулана или повалуши. Летом обычно здесь жильцы спали, а зимой жили в чёрной тёплой избе с печью.
В те времена городская изба мало чем отличалась от деревенской. Везде жилое пространство у наших предков сосредотачивалось вокруг печи, которая занимала целый угол слева или справа от входа. По диагонали от неё устраивался «красный угол» со святыми образами и лампадой – это была парадная часть дома, куда приглашали уважаемых гостей.
Устье печи (там, где располагался очаг) всегда было обращено к стене, противоположной от входной двери . Перед устьем располагался «бабий кут» или «бабий угол», где хозяйки стряпали. Здесь вешались полки с деревянной и глиняной посудой, которые назывались «грядками», и ставилась прялка.
В четвёртом углу, располагавшемся по диагонали от бабьего, хозяйничала мужская половина семьи. Здесь вдоль стены обычно ставился длинный ящик с крышкой - коник (койник, койка), где хранились ценные вещи, и на котором спал хозяин.
Основная мебель в таком жилище состояла из стола, полок, сундуков, ящиков и лавок. Лавка, тянувшаяся от печки к стене, где располагалась входная дверь, именовалась «задником». Та, что стояла к ней под углом, - «приделок». Сундук или корбь размером покороче для хранения разных припасов назывался «судником» или «судницей». Лавка у печи в бабьем углу считалась «прилавком». Всё это по необходимости могло использоваться в качестве кроватей. Освещалась изба лучиной, которая крепилась в металлические кованые светцы, вбитые в деревянные стены.
Конечно, каждое жилище москвича отличалось друг от друга индивидуальными особенностями, по которым можно судить о его достатке и роде деятельности. Например, ремесленника выдавали различные хозяйственные пристройки к избе. А хоромы состоятельных горожан отличались прежде всего размерами, так как вмещали отдельные помещения для молитвы, работы, приема гостей и проживания хозяев.
Русский литератор Николай Загоскин, описывая в 1824 году уклад жизни XVII века в романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» оставил такие строки:
«Домашний простонародный быт тогдашнего времени почти ничем не отличался от нынешнего; внутреннее устройство избы было то же самое: та же огромная печь, те же полати, большой стол, лавки и передний угол, украшенный иконами святых угодников. В течение двух столетий изменились только некоторые мелкие подробности: в наше время в хорошей белой избе обыкновенно кладется печь с трубою, а стены украшаются иногда картинками, представляющими “Шемякин суд” или “Мамаево побоище”; в семнадцатом веке эта роскошь была известна одним боярам и богатым купцам Гостиной сотни».
Источники:
С. Шокарев "Повседневная жизнь средневековой Москвы"
М. Рабинович "Очерки материальной культуры русского феодального города"
В. Белов "Лад"
Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материал.
Спасибо всем, кому по силам пожертвовать на наше развитие.