Военное ремесло - Карфаген. Часть ll
Rome: Total War
Итак, в первой части я примерно описал военно-экономический старт для фракции Карфагена. Но статья и так получилась слишком большой, поэтому остальные нюансы будут описаны здесь
Не будем тянуть кота за причиндалы и приступим.
Экономика
Я уже говорил, что Карфаген имеет мощный экономический потенциал, так как присутствуют храмы на сельское хозяйство и торговлю.
Многие игроки сначала строят храм Танит (увеличение пищи), так как это хорошо сказывается на доходе и росте населения. А потом перестраивают на Милькарта (увеличение количества товаров), чтобы население не росло семимильными шагами. А то там и Ленин с броневиком недалеко.
Еще один главный аспект - вам следует быстрыми темпами выводить города на следующий уровень. На старте речь идет про Карфаген, Пальму и Каралис. Со столицей все понятно, нам нужны мощные войска. Но вот остальные два города существенно усилят вашу экономику, если обзаведутся портами и храмами Милькарта.
Вообще, карфагеняне уже на начальных этапах игры могут выправить свою казну за счет торговли внутри страны. Шесть приморских регионов, которые находятся на плодородных землях! Добавляем сюда дороги, храмы, порты. Даже Египет не может похвастаться подобным. А ведь вы еще несколько приморских регионов захватите.
Ну а если хотите развиваться относительно мирно, то тоже ничего страшного. Разбросанность по Средиземному морю позволяет выгодно вести международную торговлю. Правда, "Северный Поток 2" построить не удастся, но казна все равно пополнится.
Основные противники
Римляне.
Главной проблемой является армия Сената, которая хорошо вооружена и имеет приличный бонус опыта. Да и римские дома довольно противные.
Благо, фаланг у них нет, так что тактика ударов в тыл и фланг работают без особых осложнений. Например, ливийские копьеносцы навязывают сражение, иберийская пехота заходит во фланг, а кавалерия обходит основное сражение и бьет в тыл.
Но ситуация сильно облегчается, если в армии есть слоны. Я не раз сначала топтал ими основные построения, а потом уводил в тыл, чтобы обошлось без потерь и паники.
Греческие Города.
Да, знаю, ИИ не может эффективно управлять фалангами. Но тем не менее - это все равно фаланги. Одна ошибка, и ваши войска быстро превратятся в шашлык, а горящие свиньи доведут слонов до инфаркта.
К тому же, гоплиты греков выделяются хорошей броней, а у вас есть некоторые проблемы со штурмовой пехотой. Это значит, что придется очень сильно полагаться на тактику. Бой должен проходить примерно в три этапа - ликвидация поддержки, обстрел, ближний бой.
Фаланги сами по себе медлительны и неповоротливы, поэтому лишаем армию маневра, уничтожив стрелков и кавалерию. Затем в дело вступают наши стрелки, которые перекрестным огнем снижают численность отрядов. После этого в бой можно посылать иберийцев, стараясь обойти фалангу и ударить в тыл.
Во время осад старайтесь выманивать и отлавливать отряды врага поодиночке, окружив с двух сторон на узкой улице. И ни в коем случае не атакуйте фаланги в лобовую.
Селевкиды. Тут примерно такая же тактика, как и с греками, только копьеносцы врага менее бронированы. Да и рекрутов-копейщиков уже легче разбить, чем гоплитов.
Но селевкиды могут выставить на поле слонов и колесницы. Поэтому я рекомендовал десантироваться в Антиохию, накопив пунийской пехоты и воинов Священного Круга. Они помогут разобраться и со слонами, и с колесницами, сведя под ноль преимущество врага.
Армяне и парфяне. Забудьте про сражения в открытом поле, а то ваши воины будут похожи на подушечки для игл. Кроме того, вам нечего противопоставить конным лучникам. Разве что только боевых слонов, которые могут перетерпеть обстрел и стрелять в ответ.
Лучшей тактикой будет загнать врага в город и там уже передавить слонами, либо прижать фалангами. Но если с армянами все более-менее ясно (фаланги и конные лучники), то причем здесь парфяне? Все просто - слоны. Надо уничтожить страны, которые тоже могут нанимать их, чтобы вы были единственным обладателем такого оружия.
Второстепенные противники
К ним относятся: Македония, Фракия, Понт, Египет.
Второстепенными я их считаю, потому что они не способны оказать серьезного сопротивления, особенно на позднем этапе. Но определенные сюрпризы ждать стоит.
Македонцы нескоро выставят фалангитов в большом количестве (там еще чума впереди). А рекрутов ваши иберийцы щелкают на ура. Главной проблемой является кавалерия, которой будет в избытке. И справиться с этой напастью помогут только слоны или фаланги.
Фракия экономически не вытянет войну с вами. Однако фалксмены даже ливийских копьеносцев без проблем на фарш пустят. Здесь однозначно нужна приличная доля кавалерии, чтобы опрокидывать варваров без брони. Иначе ваша пехота закончится раньше, чем подойдут фалангиты врага.
Понт. Довольно приличная конница, колесницы и фаланги. Копьеносцам и иберийцам будет сложно совладать с ними, даже кавалерия тут особо не поможет. С Понтом желательно воевать продвинутыми войсками - тогда им будет почти нечего противопоставить пунийской пехоте, воинам Священного Круга и боевым слонам.
Египет. Особых сложностей эти ребята не вызовут. Ваша армия элитных воинов превосходит египтян почти во всем, исключением являются только стрелки. Проблема в другом - количество. Эти строители элитных могил успевают разрастаться настолько, что иногда приходится драться с несколькими армиями подряд.
Почему именно эти фракции?
Потому что вам придется взять ряд городов, столкнувшись именно с ними. Когда я говорю "взять ряд городов", это значит, что вам реально нужно стараться взять именно эти населенные пункты в первую очередь, и уже потом близлежащие.
Ваш путь начинается с греческого города Сиракузы. Этот город обеспечит некоторое доминирование в регионе, позволив набирать более продвинутые войска для войны с Римом.
Следующий город - Спарта. Самый сильный город греков, который рано начинает штамповать тяжелых гоплитов. А нам нафиг не нужны такие соседи. К тому же, Спарта может послужить отличным плацдармом для дальнейших боевых действий.
Дальше - Коринф и Афины. С Коринфом все ясно - здесь статуя Зевса. А вот Афины отлично послужат и в качестве военного города, и в качестве экономического. При этом, город будет "окном в Грецию" для вас.
Родос - Колосс Родосский. Ваша экономика стоит на внутренней торговле, в том числе морской. Чудо света увеличит прибыль от морской торговли на 40%. Думаю, вы все поняли.
Антиохия. Лучший плацдарм для дальнейших завоеваний, который открывает нам дорогу в Азию и Египет. Кроме того, регион достаточно скоро сможет предоставлять элитные соединения.
Селевкия - Висячие сады Вавилона. Надеюсь, не стоит объяснять?
Сузы - еще один сильно развитый регион, который только укрепит наши позиции в Азии и сильно ударит по Парфии. Кроме того, отсюда легко начать завоевание в сторону Армении и Скифии.
На этом, думаю, все. Больше мне пока добавить нечего. Хочу только отметить, что предлагаемые мной стратегии - не истина, и не единственно правильное решение. Я просто описываю свой опыт и свое мнение. Если у кого-то тоже есть интересный опыт прохождения игры за Карфаген - делитесь в комментариях.
=)