(300: Rise of an Empire, 2014, США)
Поскольку на начало работ над сиквелом "300 спартанцев" (2007) их создателя Зака Снайдера уволокли мастрячить другую, более раскрученную комиксятину, снимать "Расцвет империи" поручили не ему (хотя в числе продюсеров и сценаристов он остался). Однако, что странно, этот ответственный пост и увесистый 110-миллионный бюджет доверили не опытному экшен-мейкеру, а почти никому не известному ни до, ни после этого фильма, израильтянину Ноаму Мурро. На чьём счету на тот момент была лишь одна картина, причем даже не боевик а мелодраматическая комедия ("Умники", 2008).
После такой спорной кадровой перестановки лица поклонников Снайдера перекосились в скептических ухмылках, но худшие ожидания всё же не оправдались. Конечно, переплюнуть Зака у Ноама не вышло, но и опозориться, к счастью, тоже. "Расцвет империи" - классический сиквел в "техническом" понимании этого слова. То есть он прилежно эксплуатирует все идеи и ряд персонажей оригинала в истории, случившейся вскорости после тех событий и в тех же краях.
Так как царь Леонид не мог участвовать в сиквеле по вполне уважительной причине, он присутствует здесь лишь как эпизодический флэшбэк-персонаж. А новый главный обладатель рельефного брюшного пресса у нас полководец Фемистокл, знакомство с которым происходит на поле Марафонской битвы. Там, где он навешивает оплеух не только персидским войскам, но и всем античным историкам, перевирая факты с невероятной бесцеремонностью. А именно - убивает метким выстрелом из лука вражеского супербосса, царя Дария, который в реальности вообще там отсутствовал. Равно как и его сын Ксеркс, ставший свидетелем того, как Фемистокл провел Дарию своё эффектное дистанционное "фаталити".
И вот спустя десять лет изрядно мутировавший Ксеркс возвращается в Грецию на пару со своей полководицей Артемиссией. Причем мутировал он в буквальном смысле слова: нырнул в какую-то магическую лужу и превратился в тот позолоченный манекен для пирсинга, каким мы видели его в первом фильме. Но в этой истории Ксеркс и его разборки с Леонидом маячат лишь на заднем плане. Тогда как на переднем бегают злючка Артемиссия и Фемистокл, на которого она тоже сильно обижена за убийство Дария. И с которым ей предстоит скрестить свои мечи, а также всё прочее, что можно скрещивать как во вред своему организму, так и на пользу.
Точнее, эти двое будут не столько бегать друг за другом, сколько прыгать по качающимся палубам своих кораблей, ведь все главные баталии фильма разыграются на море. С чем "комедиограф" Ноам Мурро в целом справился неплохо, тем паче, это не потребовало от него тех адских усилий, что вбухали в свои детища создатели "Водного мира" и "Хозяина морей". Здешнее море и скрипучие античные посудины были смоделированы в студии и дорисованы "на чистовую" с помощью цифровых технологий. Тоже строго по заветам "300 спартанцев" Снайдера и в таком же художественно-полусказочном стиле.
Единственное, что в фильме было сделано не цифровым, а аналоговым способом, это всё те же пресловутые "кубики" пресса, которыми поигрывают перед зрителем греческие вояки. Если верить актёрам, то их на эти роли отбирали едва ли не как в спецназ и тренировали до седьмого пота и в предсъемочный период, и в ходе съемок. Охотно верю: дрищей и пузанов в рядах здешних греков не наблюдается, так же как и в спартанской дружине царя Леонида. Чьи актёры тоже сломали в спортзале не один тренажер прежде чем им доверили перегородить своими накачанными телами Фермопильский проход.
***
В общем, ничего плохого про "Расцвет империи" я сказать не могу, хотя все глупости, за которые семь лет назад критики нещадно пороли Зака Снайдера, были бережно сохранены и в картине Мурро. С другой стороны, надо быть ещё бо́льшим глупцом, чтобы придираться к ней с раскрытой энциклопедией в руках. Уж коли сами авторы не скрывают, что делали псевдоиторическое фэнтези "по мотивам", бессмысленно укорять из за "гранаты не той системы" вроде неправильных шлемов и корабельных вёсел. Ну а как чистое фэнтези "Расцвет империи" справляется со своей задачей на 100%, пусть даже в нём и нет того эффекта новизны, которым очаровывала в свое время зрителя снайдеровская картина.