В 1997 году драма Алексея Балабанова "Брат" была практически единственным российским игровым фильмом, отобранным для информационного просмотра в Канне. В придачу "Брат" получил приз на "Кинотавре" и попал в число отвергнутых "за пропаганду насилия" на выборгском фестивале "Окно в Европу".
Что ж, на первый взгляд, для последней акции у отборочной комиссии "Окна..." были основания: сцен с насилием и убийствами в "Брате" хватает, а главный герой в исполнении Сергея Бодрова /в 1996 он успешно дебютировал в фильме своего отца "Кавказский пленник"/, увы, вовсе не благородный рыцарь без страха и упрека, а обаятельный киллер...
Но в том то и дело, что авторы, как мне кажется, убедительно и ясно показывают, что насилие разрушает человеческую суть. Прошедший одну из региональных войн, не приспособленный к обычной жизни, главный герой обречен на существование в параллельном мире, где все решает быстрота реакции и меткость стрельбы, где давно уже забыты такие понятия, как закон и гуманность, а ценность имеют только деньги...
Алексей Балабанов умело переносит на российскую почву традиционную рамку классического западного гангстерского фильма, где практически игнорируется существование полиции, а преступление не предполагает наказания, растворяя ее в подробностях питерской жизни 1990-х годов.
При этом герой Сергея Бодрова, сохранивший понятия о мужском слове и о таких "пережитках", как родственные чувства, действительно, вызывает, скорее, сочувствие, чем осуждение.
В сиквеле «Брат-2», приехав из Питера в Москву, Данила (Сергей Бодров) оказывается втянутым в очередные бандитские разборки. Вскоре Данила узнает, что в гибели его друга виновен некий делец из Чикаго, помимо всего прочего обижающий хоккейных звезд из России. Не долго думая, Данила вместе со своим братом отправляется в Америку - наводить порядок...
Стрелки жанра "Брата-2" намеренно переведены в сторону черной иронии и юмора. Россия показана здесь через призму стереотипной смеси мафиозных новорусских и попсы. А Америка снята в духе репортажей одного из ведущих политических обозревателей Центрального телевидения 1960-х-1970-х годов - профессора Валентина Зорина: грязные кварталы, помойки, проститутки, безработные и гангстеры...
Поскольку большинство персонажей "Брата-2" - люди мерзкие и противные, зрителям в очередной раз предлагается сочувствовать отважному киллеру с обаятельной улыбкой Сергея Бодрова ("Брат", "Кавказский пленник", "Запад-восток").
Словом, опять, как и в предыдущем фильме Алексея Балабанова, нам рассказывают историю "про уродов и людей". Где люди на сей раз - "правильные киллеры", а уроды - все остальные (русские бандиты и банкиры, американские бизнесмены и сутенеры, жулики с Брайтон-бич, украинская мафия и т.д.).
Бесспорно, фильм поставлен уверенно и расчетливо. Однако осадок после всего этого остается довольно горький...
Честно говоря, бесконечный криминал на кино и телеэкране начинает уже надоедать. Менты, бандиты. Бандиты и менты. Или просто одни бандиты...
Жизнью обычных людей отечественные кинематографисты, похоже, интересуются все меньше и меньше...
Александр Федоров, 1997-2000