Найти тему
Авиатехник

ТВ3-117 - Надёжный и проверенный временем. Теория двигателей.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Авиатехник»! Сегодня я расскажу вам историю создания двигателя ТВ3-117, его характеристики и особенности.

Когда-то я изучал и обслуживал его модернизированную версию - ТВ3-117ВМ, которая устанавливалась на вертолёте Ми-8МТВ, поэтому для меня эта тема близка.

Благодаря двум двигателям ТВ3-117 вертолёт Ми-8 может исполнять подобные трюки =)
Благодаря двум двигателям ТВ3-117 вертолёт Ми-8 может исполнять подобные трюки =)

Двигатель ТВ3-117 в разрезе.
Двигатель ТВ3-117 в разрезе.

История

Начало разработки двигателя было положено в 1965 году. Над проектом трудились в ОКБ им. В.Я. Климова.
Руководили разработкой - С.П. Изотов и С.В. Люневич.
Двигатель поступил в серию в 1972 году на на ЗПОМ «Моторостроитель» (Запорожье).
За всё время производства было выпущено более двадцати пяти тысяч двигателей различных модификаций.
Данный двигатель до сих пор считается одним из самых надёжных в мире.
Распад СССР значительно повлиял на судьбу двигателей. Завод по их производству остался на Украине. Положение спасали долгосрочные контракты.
Россия попыталась выкупить производство в начале нулевых, однако был получен отказ.
Далее было предпринято новое решение - создание собственного производства двигателей на базе ОАО «Климов». Первое время при сборке всё же использовались украинские комплектующие.
В 2011 году в Санкт-Петербурге был создан комплекс «Петербургские моторы». В 2014 году началось производство первых двигателей с этого комплекса.

Схема двигателя ТВ3-117.
Схема двигателя ТВ3-117.

Особенности двигателя

Впервые за всю историю двигателестроения в СССР было принято решение применять титановый ротор компрессора на ТВ3-117. С помощью электронно-лучевой сварки ротор был сварен из отдельных дисков.
Как рабочие, так и направляющие лопатки компрессора состояли из титанового сплава. В масляных полостях были использованы малогабаритные контактные графитовые уплотнения.
По сравнению с предыдущей версией (ТВ2-117), двигатель стал мощнее на 30%, при этом имел меньшие габариты и массу.

-5

Двигатель ТВ3-117 - осевой, имеет 12-ступенчатый компрессор с регулируемым ВНА и НА первых четырех ступеней.

Камера сгорания - кольцевая, прямоточная. Турбина компрессора - двухступенчатая, осевая. Свободная турбина тоже имеет две ступени.

Система управления и регулирования - гидромеханическая (на старых модификациях) и электро-гидромеханическая (на новых).

Топливо - Т-1, ТС-1, РТ. В масляной системе использовалось синтетическое масло Б-3В.

Интересный факт:
Двигатель ТВ3-117 был признан одним из самых экономичных в своём классе. Высокий КПД агрегатов способствовал этому фактору. Он применялся в различных климатических условиях, и везде неплохо себя проявил.

ТВ3-117 в своих разных модификациях поставляется на экспорт вместе с вертолётами во многие страны мира. Его ресурс до первого ремонта - 3 тысячи часов!

Характеристики

Мощность на взлётном режиме: 2000-2200 л.с.
Удельный расход топлива: 0,220-0,215 кг/л.с.*час
Мощность на крейсерском режиме: 1500 л.с.
Длина: 2055 мм.
Высота: 728 мм.
Ширина: 660 мм.
Сухая масса: 295 кг

Принцип работы двигателя

Из атмосферы воздух проходит через входное устройство, всасываясь

осевым компрессором. Далее, проходя через воздушный тракт компрессора, воздух начинает постепенно сжиматься, после чего поступает в камеру сгорания для дальнейшего процесса образования ТВС.

В камеру сгорания подается топливо через 12 топливных форсунок. Образуется процесс горения. Температура в камере сгорания повышается.

После камеры сгорания поток нагретых газов поступает в турбины двигателя, при этом создается большое давление.

Сопловые аппараты турбины компрессора с помощью лопаток образуют кинетическую энергию газов.

На рабочих лопатках турбины компрессора кинетическая энергия газов преобразуется в механическую, приводя в действия вал турбины компрессора и привод ротора компрессора.

Далее создается крутящий момент для привода редуктора ВР-14 и вращения валов несущего и хвостового винтов. Помимо этого, энергия передается и на другие приводы агрегатов, установленных на редукторе.

1−компрессор; 2−направляющий аппарат; 3−ротор; 4−опора 5−форсунки; 6−свеча зажигания; 7−вал; 8−камера сгорания; 9−турбина компрессора; 10,12−силовые стойки; 11−свободная турбина; 13−силовой конус; 14−выходное устройство; 15−вал свободной турбины.
1−компрессор; 2−направляющий аппарат; 3−ротор; 4−опора 5−форсунки; 6−свеча зажигания; 7−вал; 8−камера сгорания; 9−турбина компрессора; 10,12−силовые стойки; 11−свободная турбина; 13−силовой конус; 14−выходное устройство; 15−вал свободной турбины.

Если вам понравилась статья, можете поставить палец вверх и поделиться в социальных сетях! Предлагаю подписаться новым читателям на этот канал, вы увидите много нового и интересного. Советую прочитать ещё одну интересную публикацию: Легендарный Ми-8. «Самый массовый вертолёт в мире!». История авиации.