Коварство этих утверждений в том, что их можно интерпретировать абсолютно по-разному. И некоторые интерпретации вызывают большие сомнения. Хорошая мать, она же настоящая мать, любящая, буквально идеальная. Что же именно, по мнению многих, она должна делать?
«Хорошая мать живет ради ребёнка»
С того самого момента, как она берет крошку в руки, она должна забыть о себе. О своих желаниях, о своих интересах, друзьях, хобби. Отныне – только книжки по развитию мелкой моторики и прогулки с коляской. Остальное – черствость и эгоизм. Кумиры хорошей матери – жертвенность и самоотречение. У крохи тихий час? Ну и пусть, спать она не ляжет – изучит методику Монтессори. Настало время прогулки? В дождь, снег с больной головой и горлом, она всё равно пойдет гулять положенные два часа. Она же мать! Бабушка предлагает посидеть с малышом и отпустить дочку с мужем в кафе? С кровиночкой может сидеть только она! А муж , кстати, вообще второстепенен – он добытчик и отец, но не более. Проблема в том, что такая мать не даёт ребёнку главного: примера счастливой и насыщенной жизни. Примера того, как дружить, работать, иметь увлечения, строить отношения. Зато нагружает его гигантским чувством вины – мама пожертвовала всем, значит, выросший ребёнок должен сделать то же самое.
«Хорошая мать всегда на стороне ребёнка»
Это одно из самых коварных утверждений. При одном подходе оно делает ребёнка уверенным, при другом – напрочь лишает ответственности. Быть на стороне – не значить одобрять всё, что сделает ребёнок. Это значить разделить с ним ответственность, помочь решить проблему: «Ты сломал игрушку мальчика. Давай подумаем, как можно исправить это? Попробуем склеить дома и вернуть, а не получится – купим новую». Но есть и другой вариант: «Сломал игрушку? Ха, мальчик сам виноват – надо лучше смотреть за вещами.» И он точно не пойдёт ребёнку на пользу.
«Она старается обеспечить ребёнку всё лучшее»
Удобная и красивая одежда, хороший стоматолог, отдых на море, интересные экскурсии – конечно, хочется, чтобы у любимого чада всё это было. И, конечно, родители прилагают для этого определённые усилия. Но перегибы бывают и здесь – когда на новые курточки и заграничные поездки тратятся все ресурсы семьи. Когда мама годами ходит в старом пальто, а шкаф дочери-подростка ломится от нарядов. Когда мама отказывает себе в отпуске и трудится на двух работах, чтобы отправить чадо в дорогой, явно не по карману семье, летний лагерь. Самое грустное, что ребёнку это редко идёт на пользу, ведь отношение к людям, и к родителям в первую очередь, становится потребительским.
«Хорошая мать занимается развитием чада с пелёнок»
Примечание: если ребёнку это действительно доставляет удовольствие. Насильное приобщение к музыке, рисованию и танцам хорошо лишь для разговоров в песочнице. «Ваш еще не слушает Вивальди? О, как вы опоздали!»
«Хорошая мать – лучший друг для ребёнка»
Дружба – это отношение равных. И если дочь в 25 и мама в 45 дружить, в принципе, могут, то дружба, скажем, с десятилеткой всё-таки кажется фальшивой. Теплые отношения, доверие, понимание, какие-то общие интересы – да. Но как только мама пытается стать «своим парнем» она автоматически перестаёт быть взрослым в глазах ребёнка. А именно взрослый, надёжный, мудрый, опытный может стать опорой в трудную минуту.