Статья "Почему американцы учатся в долг" здесь
Статья "Знания как товар. Чему учат в американских колледжах" здесь
В США, как и в РФ, процветает индустрия написания студенческих работа за деньги. Множество компаний в интернете предлагают свои услуги по написанию работ на любые темы и в любые сроки. Их услугами пользовались не менее 16% студентов, причем эта цифра получена на основе опросов студентов и добровольного признания. В реальности она может быть гораздо выше. В самом деле, если образование это платная услуга, то деньгами вполне резонно компенсировать свою мало- или безграмотность. Заплатив за курс и провалив его, студент лишается денег и рискует вылететь из колледжа, а с дополнительным бюджетом – пройти курс, получить проходную оценку, а, в конце концов, и диплом. Это объясняет, в частности, почему выпускникам колледжа нужно «Обучение талантов» на рабочем месте. Хотя они и сдавали письменные работы, нельзя поручиться, что они их писали.
С чужой помощью или без, выпускник получает, наконец, диплом. В обычном случае, его ждут две роли: должника и соискателя рабочего места. Проценты на студенческий долг начинают начисляться после выпуска, а поиск рабочего места может затянуться надолго, если специальность не из самых ходовых. И это еще один способ напомнить студентам, пока они еще студенты, что образование – это, прежде всего, инвестиция денег и времени. Она может принести прибыль, но может оказаться и убыточной. Какие курсы слушать, какой предмет выбирать – будущие зарплаты и открытые позиции наводят наиболее расчетливых на вполне определенные мысли.
Из этой картины остается совершенно неясным, почему миллионы студентов со всего мира выбирают именно американскую систему образования и платят немалые деньги за дипломы. Во-первых, нужно отметить, что китайская и индийская системы образования, как и американская, построены на механическом запоминании и в этом они сходятся. Китайцы и индусы легко осваиваются в американской системе, но, в отличие от американцев, они идут в нее с полной грамотностью, в том числе математической. Это определяет их дальнейшие карьеры в США. Образ США как инновационного лидера мира зиждется, конечно, не только на работе с информацией, но кто создает в нем инновации? По данным эксперта из статьи в Нью Йорк Таймс (2009):
47 процентов всех ученых США и инженерно-технических работников с докторской ученой степенью являются иммигрантами, при этом ими сделано 67 процентов изобретений в американской науке и в инженерных разработках в период с 1995 по 2006 год. А около 60 процентов студентов технических университетов высшей ступени и 40 процентов студентов, получающих степень магистра, являются иностранными гражданами.
Подчеркнем: 67% изобретений в США делаются иностранцами! Это еще один очень важный вывод для нас: американская инновационная модель возможна только при постоянном массированном завозе иностранной интеллектуальной рабочей силы. «Творцы» в США – это примерно на две трети иностранцы, в том числе русские, которые по некоторым оценкам, выступают авторами не менее 20% патентных заявок в США.
Ознакомившись с некоторыми основными чертами современного американского высшего образования, можно вернуться к вопросу о том, какую именно систему строят в современной РФ. Ее основные черты таковы:
- элитарность, закрепленная в системе;
- чрезвычайно низкий средний уровень образования, не обеспечивающий половине населения полной грамотности;
- механическое запоминание как основной метод освоения материала;
- рыночные отношения, превращающие образование в платную услугу и капиталовложение;
- постоянный рост цен на образование и невозможность получить диплом без крупных долгов;
- зависимость от других, более эффективных систем образование и массированная эксплуатация их интеллектуальных ресурсов.
Все эти черты, кроме импорта интеллекта, уже присутствуют в российской системе, они лишь не доведены до американской завершенности. Сравнивать такую систему образования с советской излишне. Единственное, пожалуй, в чем она превосходит советскую, это в коммерческом успехе и умении привлекать иностранцев. Надо быть поистине гениями пиара, чтобы продавать образование по 37-48 тысяч долларов в год, не требуя на входе даже грамотности и не гарантируя ее на выходе.
Tags: Будущее РоссииProject: MolokoAuthor: Косыгин С.
Книга "Мы всё ещё русские" здесь