Сейчас появляются дети, которые уже к 5 годам ничего не хотят. Но самое интересное в том, что у них есть всё, что они захотят: и современные игрушки, и гаджеты, и полный комплект родственников, и куча друзей. Также они постоянно ездят куда-то отдыхать, а также занимаются сразу в нескольких развивающих кружках.
Казалось бы, живи и радуйся: доступно всё, что только можно пожелать. Столько развлечений и радостей, столько впечатлений и разнообразия. Неужели от такого можно утомиться? Неужели пытливый детский ум разом перестал таковым быть? Что вообще происходит?
А вот что. Главная причина, по которой такие дети ничего не хотят, в их родителях. Ведь именно они решают за детей всё: от того, в какой кружок пойти и до того, в какое путешествие отправиться. "Но ведь ребёнок и не должен решать такие вещи", - считают родители, которым нашёптывает это здравый смысл.
Однако если посмотреть глубже, такие дети находятся в состоянии совершенного подчинения, поэтому они перестают вообще чем-то интересоваться. А зачем? Есть тот, кто сделает это лучше и за него. Если ребёнку запрещают хотеть то, что он хочет, он перестаёт желать чего-то другого вообще. Ведь всё равно родители отговорят от этой дурацкой идеи, так как она глупа или опасна.
Также у детей должны быть мечты. Когда они перестают мечтать или сильно чего-то желать, то они впадают в состояние безразличия. Захотел игрушку - тут же получает, захотел вкусного - вот оно уже на столе. Когда всё достижимо и нет трепетного ожидания, ребёнок становится равнодушным.
Движение и действие рождается тогда и только тогда, когда ребёнок находится один на один с собой, когда у него есть время на раздумья, когда только он принимает решения. Если родители полностью заняли его время развивающими занятиями, которые ему не интересны, походами в места, в которых надо вести себя "прилично", поездками на экскурсии, которые отвечают лишь родительским амбициям, то такой ребёнок, увы, превращается в амёбу.
Также такому амёбному состоянию способствуют интересные родительские установки: современные родители очень стремятся к тому, чтобы ребёнок:
- был инициативным, но в то же время беспрекословно послушным;
- делал всё сам, но только под чутким контролем;
- проявлял заботу обо всех и был эмоционально отзывчивым, но в некоторых случаях был до невозможности эгоистичным;
- был дружелюбным, но в тоже время мог дать мощный отпор;
- ходил только на "полезные" и нужные с точки зрения дальнейшей жизни кружки;
- был пробивным, но в то же время отличником по всем предметам в школе;
- проявлял эмпатию к родственникам, но в то же время уверенно двигался к своей цели.
Получается, что родители хотят, мягко говоря, невозможного.
Нельзя стать самостоятельным, когда родители имеют над тобой полный контроль.
Нельзя стать эмпатом, когда тебе всё время говорят "не реви" или "не расстраивайся по пустякам".
Нельзя стать активным, когда тебя постоянно просят не беситься и вести себя "хорошо".
Нельзя иметь собственное мнение, когда тебя никогда не спрашивают. А если и спрашивают, то только ради того, чтобы спросить.
Для нормального развития ребёнку нужно и подурачится, и побездельничать, и высказать своё недовольство, и быть услышанным родителями. Если же с его мнением никто не считается, а осуществляется только тотальный контроль, то мы получаем именно такого ребёнка, который ничего не хочет.
"Умные учатся на чужих ошибках, а дураки - на своих". Эту великую фразу очень любят повторять родители ничего "не хотящих" детей. А ведь развитие как раз должно состоять из ошибок. Поэтому это выражение, можно сказать, не совсем корректно.
А как вы считаете, по каким ещё причинам дети теряют интерес ко всему?