Найти тему
Пушкинский музей

Ив Кляйн: его голые женщины, музыка и синий цвет, у которого нет аналогов

Если вы смотрели анимационную антологию Love, Death & Robots, то наверняка помните эпизод Zima Blue — о художнике по имени Зима, который на протяжении всей карьеры использовал один и тот же патентованный голубой цвет, а картины его становились всё больше и больше — размером с дом, город, планету, звезду.

Удивительно, но у этой истории есть прототип — один из классиков современного искусства Ив Кляйн и его знаменитый ультрамариновый цвет, запатентованный в 1957 году, и известный как International Klein Blue или IKB («Интернациональный синий Кляйна»). Для создания краски, синий пигмент смешивали с особой синтетической смолой, благодаря которой цвет, после нанесения на поверхность, не терял в яркости.

Ив Кляйн Антропометрия без названия (ANT 104). 1960 © Succession Yves Klein c/o Adagp,
Paris, 2019 Crédit photo :
© Fondation Louis Vuitton / Marc Domage
Ив Кляйн Антропометрия без названия (ANT 104). 1960 © Succession Yves Klein c/o Adagp, Paris, 2019 Crédit photo : © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage

Ив Кляйн — один из двух важнейших художников, с работ которых и начнется экспозиция коллекции Foundation Louis Vuitton в «Пушкинском». Прямо в вестибюле будет демонстрироваться полотно «ANT 104» (1960) из скандальной серии «Антропометрии», где был использован этот знаменитый синий цвет.

«Антропометрии» — перформансы, которые Кляйн проводил с 1958 года. Под музыку его «Монотонной симфонии тишины» обнаженные девушки окунались в синюю краску, и, под руководством художника, оставляли отпечатки своих тел на холстах. Сам Кляйн называл их «живые кисти».

 Ив Кляйн и модель во время перформанса «Антропометрия эпохи», Париж, Франция, 1960 © Photo: Harry Shunk and Janos Kender J.Paul Getty Trust. The Getty Research Institute, Los Angeles. (2014.R.20)
Ив Кляйн и модель во время перформанса «Антропометрия эпохи», Париж, Франция, 1960 © Photo: Harry Shunk and Janos Kender J.Paul Getty Trust. The Getty Research Institute, Los Angeles. (2014.R.20)

Мероприятия выглядели, как светские рауты: художник был в смокинге и белых перчатках, а зрители располагались на стульях, откуда наблюдали создание работ, будто в театре.

За годы работы Кляйн планомерно менял привычные отношения между живописью и телом, пространством и цветом. В безмерном цвете IKB он видел воплощение бесконечности, а каждой своей работой и каждым перформансом хотел не только впечатлить зрителя, но и оставить в нем острое чувственное воспоминание.

Если вы еще этого не сделали, подпишитесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках грядущей выставки коллекции Fondation Louis Vuitton. Кроме того, у вас будет шанс на попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.

Ив Кляйн во время документальной съемки Питера Морли "Сердцебиение Франции"
© Photo : Charles Wilp / BPK, Berlin
Ив Кляйн во время документальной съемки Питера Морли "Сердцебиение Франции" © Photo : Charles Wilp / BPK, Berlin