В послевоенный период у Ватикана были два основных направления политики: борьба с коммунизмом (за свободу вероисповедания) и продвижение католицизма (как средства политического и экономического влияния).
Основным событием в послевоенной истории Ватикана стал Второй Ватиканский Собор, завершивший свою работу в декабре 1965 года. Это - высшее собрание епископов Римской католической церкви, которая на то время объединяла порядка 500 миллионов человек, а сейчас – более полутора миллиардов. И главной темой Собора стало обсуждение роли и места Римско-Католической Церкви в современном мире. Открывая Второй Ватиканский Собор, Иоанн XXIII призвал к обновлению церкви с учётом перемен, которые произошли в мире за истекшие столетия. Он пояснял: «Это не значит, что меняется Евангелие. Это значит, что мы начинаем понимать его лучше».Папа Римский впервые в истории провозгласил необходимость диалога католиков со всем внешним миром, начиная с последователей других христианских конфессий и других религий и кончая неверующими и даже гонителями Церкви.
Это означало начало диалога с коммунистическими режимами, что не на шутку встревожило стратегов из Вашингтона. К папе был направлен спецпредставитель Джон Маккоун, который предостерёг его против каких-либо контактов с СССР. Известный современный учёный, внучатый племянник Иоанна XXIII Марко Ронкалли в своей монографии, посвящённой выдающемуся родственнику, приводит ответ Папы Маккоуну: «Надо покончить с бедностью, отрицанием прав человека, расизмом и политическим гнётом. Единственный способ противостоять коммунизму – найти ему продуманную, взвешенную альтернативу». ,
США тогда так и не смогли понять Папу, а он просто начал вести свою политику, чтобы вновь сделать Ватикан ведущей политической силой на мировой арене. Стоит отметить, что и в Римской католической церкви было немало противников диалога с коммунистическими режимами. Но новый Папа Римский Павел VI, тщательно взвесив все «за» и «против», пришёл к выводу о необходимости не только не отказываться от диалога с «восточным блоком», но активно включиться в обсуждение о наиболее острых вопросах современности. Включая поиски мирного урегулирования конфликтов в «горячих точках» планеты и права человека, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Результат ватиканской «восточной политики» известен: в обмен на признание нерушимости послевоенных границ в Европе СССР взял на себя обязательство уважать права человека, в том числе религиозную свободу своих граждан. И хотя с самого начала не соблюдал свои обязательства, сам того не желая, подвёл юридическую базу под давление Запада, появление движения «диссидентов» и пробуждение антитоталитарных настроений в широких слоях советского общества, что приблизило – уже в годы следующего понтификата, при Папе Иоанне Павле II, – распад СССР и «социалистического лагеря».
Самое примечательное, всё это время межгосударственные контакты Ватикана и Москвы развивались по нарастающей, в 1990 году приобрели официальный характер, а в конце 2009 года стали полномасштабными дипломатическими отношениями. То есть, роль Ватикана в развале СССР и соцлагеря осталась вообще незамеченной, Святой престол просто умело создал условия для игры «чужими руками», обозначив свое возвращение в «закулисье» мировой политики.
Сейчас Ватикан является государством, официальная степень влияния которого почти равна американской, а неофициально Святой престол является ключевым игроком в мировой геополитике, что подтверждается опубликованными Wikileaks документами переписки представителей дипломатического корпуса США.
Официальная политика Святого Престола неизменно направлена на «сохранение мира на земле, социальную справедливость и равноправие народов». При этом Ватикан делает особый упор на поддержке развивающихся стран, ведь именно по ним, больнее всего бьет зародившийся на Западе и по вине Запада экономический кризис. А вот другие выступления понтифика заставляют задуматься. Так, он отмечает, что «религиозно мотивированный терроризм» (имея в виду исламский) «породил множество жертв, особенно в Азии и Африке», ссылаясь при этом на Пакистан и Нигерию. Именно эти страны, кстати, стали в последнее время объектами для нападок со стороны США и НАТО – случайно ли?
Сейчас, глядя на происходящие в Сирии и Ираке события, стоит вспомнить, что в 2011 году тогдашний Папа в своей речи приводил раздел Судана на два государства в качестве возможного примера для других «горячих точек». И точно так же настораживает тот факт, что Святой престол в последнее время настойчиво пытается выступить за образование независимого Палестинского государства, прекрасно понимая, какую реакцию это вызовет у Израиля. Вернее, Израиль к этому относится достаточно спокойно. Бурно реагируют, в первую очередь, арабские страны и сами палестинцы, а уж Тель-Авив реагирует на эту реакцию, причем крайне резко.То есть, подобные заявления приводят, в первую очередь, к провоцированию дальнейшей эскалации конфликта. Так зарождается Большой мировой беспорядок – базовое условие Нового мирового порядка, к которому стремится Ватикан.
Об этом поговорим в следующих статьях.
В статье использованы материала сайта «Конт» и «Ящик Падоры».
Уважаемый читатель! Если Вам понравилась моя статья, поставьте пожалуйста «лайк» и подпишитесь на мой канал. Благодарю Вас!