Найти в Дзене
Удивись!

Непростая судьба первого российского авианосца «Адмирал Кузнецов»

Оглавление

Строительство авианосца «Адмирал Кузнецов» началось в 1982 году. Свой первый боевой выход в море он совершил в 1995 году, приняв участие в масштабных учениях в Средиземном море. Однако после полученных повреждений в Росляковском доке его судьба вызывает большие опасения.

Как это ни странно, но сейчас на вооружении ВМФ РФ стоит всего один авианосец, «Адмирал Кузнецов» — судно, имеющее длинную историю создания и не менее любопытный период эксплуатации.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

-2

Первый эскиз проекта будущего авианесущего судна появился ещё в 1979 г. Он был практически моментально одобрен командующим ВМФ С. Горшковым, однако спустя 1 год утверждаются новые конструктивные требования, которые переносят сроки изготовления на несколько лет. Практически сразу после этого заинтересованный Горшков подаёт свой проект с внесёнными изменениями, который спустя несколько корректировок пускается в разработку.

Заказ на строительство авианосца беспрецедентных для Советского Союза размеров попадает на Николаевский судостроительный завод лишь весной 1981 г. Однако уже осенью в него снова внеслись дополнения. Завершающий проектные работы макет корабля был изготовлен в 1982 г., а в сентябре было начато строительство.

Ему присваивается имя «Рига», но после смерти генерального секретаря в ноябре 1982 г. переименовывается в «Леонид Ильич». С таким названием он просуществовал на протяжении пяти лет и в 1987 г. был назван «Тбилиси».

8.06.1989 г. приступили к швартовым испытаниям, а 21.10.1989 г. крейсер, имеющий множество недоработок, был выведен в море для испытаний взлётно-посадочных характеристик. Спустя месяц возвращается на завод для доработки.

4.10.1990 г. переименовывается в последний, четвёртый раз, а 20.01.1991 г. зачисляется в состав Северного флота.

Судьба ещё одного авианесущего флагмана «Ульяновск» еще более трагична. Его распилили на металлолом ещё на заводе.

Конструкция корабля

-3

Одной из ключевых особенностей «Кузнецова» является трамплин для взлёта самолётов. Он был установлен вместо паровой катапульты, монтаж и обслуживание которой сделали строительство корабля значительно дороже. Недостатком такой конструкции является невозможность использования для самолётов со слабыми двигателями.

Силовая установка состоит из 8 котлов и 4 паровых турбин. Работает двигатель на мазуте, что становится очевидным по дымности от его работы, показанной на фото. Недостатком является необходимость заправлять судно, что не позволяет обеспечить неограниченную дальность хода, зато обходится существенно проще и дешевле в ремонте и эксплуатации. К тому же заправленные топливные отсеки выполняют своеобразную защитную функцию от торпедной атаки. Общий показатель противоторпедного оборудования рассчитан выдержать взрыв, равный 400 кг в тротиловом эквиваленте.

Однажды командующему СФ ВС РФ В. Попову задали вопрос, не является ли причиной постановки судна на ремонт обильный дым из трубы. На это адмирал с усмешкой ответил такими словами, - «Только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешёвом топливе, как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием…».

Средства самообороны и ведения боевых действий представлены в виде следующего ряда вооружения:

  • 4 шестиствольных пусковых установки ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • 8 пусковых установок «Кортик» (256 ракет).
  • 6 единиц 30-мм установок АК-630 М (48 000 снарядов).
  • 2 установки РБУ-12000 (60 противоторпедных ракет).
  • 12 пусковых установок 4К-80 «Гранит», предназначенных для поражения цели противника на расстоянии до 700 км.

Эксплуатация авианосца «Адмирал Кузнецов»

После поступления в ряды Северного Флота на протяжении двух лет он проходил различные испытания и получал дополнительное оборудование, включая самолёты и вертолёты.

В 1995 г. авианосец вышел в Средиземное море, где принимал участие в крупномасштабных учениях, в ходе которых отрабатывались такие ситуации:

  • Действия экипажа при воздушных атаках.
  • Выявление и уничтожение подводной лодки противника.
  • Осуществлялись залпы из ракетного и тяжёлого артиллерийского вооружения.

В период с 12.11.2016 г. по январь 2017 г. выполняет боевые задачи в Средиземноморских водах у побережья Сирии. В докладе командующего российскими войсками генерал-полковника А. Картаполова содержатся следующие отчёты: «За 2 месяца участия в боевых действиях летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них — 117 ночью».

Повреждение авианосца: последние новости

-4

Вернувшись с боевого задания, заключавшегося в маневрировании в Средиземноморских водах у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» был поставлен в док для осуществления планового ремонта и технического обслуживания. Именно здесь с ним произошло трагичное событие, ставшее причиной получения ряда повреждений.

Ночью с 29 на 30 октября 2018 г. в доке судоремонтного предприятия мурманского порта, где стоял авианосец, была отключена электроэнергия. В результате этого башня, относящаяся к плавучему доку, пошла на дно. Это послужило причиной падения на крейсер 70-тонного башенного крана.

В результате аварии была повреждена часть палубы, образовалась пробоина диаметром около 20 м. Помимо этого, стрела пронзила несколько отсеков внутри авиалайнера. Кроме технических проблем, от падения крана пострадало 4 человека из обслуживающего персонала, 1 из которых скончался через несколько дней в больнице. Ещё 1 рабочий считается пропавшим без вести — его тело так и не было обнаружено.

В настоящее время судьба единственного авианесущего крейсера ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов» находится в подвешенном состоянии и оставляет желать лучшего. Он стоит в Росляковском доке с лежащим на его повреждённой палубе краном. Официальный представитель судоремонтного предприятия «Звёздочка» Е. Гладышев прокомментировал это запретом прокуратуры предпринимать попытки устранения последствий аварии, пока не будут завершены следственные мероприятия.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.