6 июня в российский прокат выходит историческая драма Чании Баттон «Вита и Вирджиния». «Кино-Панк» оценил этот неспешный фильм о независимости, не имеющей пола.
Для читающей британской публики любовная связь Виты Сэквилл-Уэст с Вирджинией Вулф такой же очевидный исторический факт, как для россиян полуторагодовой роман Сергея Есенина с Николаем Клюевым. Но молодая режиссер и сценарист Чании Баттон пошла наперекор замечаниям о неконкурентоспособности избитых сюжетов и сделала… серый незапоминающийся фильм.
Вита Сэквилл-Уэст – поэтесса, романистка, жена дипломата и мать двоих детей. Она не стесняется своих нетрадиционных предпочтений в постели, она не боится изменять мужу. Вирджиниея Вулф – прозаик, владелица небольшой типографии. С мужем их объединяет только дружба. Она страдает легкой формой шизофрении, любит находиться в одиночестве, а когда садится за рабочий стол, чертит мелом крест на двери. Однажды импульсивная Вита врывается в жизнь замкнутой Вирджинии.
- Приезжайте ко мне на всю ночь?
- А вы будете добры ко мне?
«Виту и Вирджинию» стоит похвалить за яркие цепкие диалоги. Красуясь перед впечатленным зрителем, персонажи как будто в каждой сцене вызывают друг друга на словесную дуэль.
- Она хороша, потому что популярна.
- Популярность никогда не была признаком гения.
Разговоры построены, так, что зритель, знакомый с биографиями прототипов, найдет между строк множество интересных отсылок к реальности. Например, ближе к кульминации Вирджиния задаётся вопросом: «Что испытывает человек, раздавленный стенами собственного дома?» В настоящей жизни во время Второй Мировой войны её дом был разрушен авиационным снарядом.
Визуальная часть дополняет мощный текст. Длинная неподвижная сцена у воды, хоть и заканчивается благополучно, но бросает страшный намек на последнюю прогулку 59-летней Вирджинии Вульф от крыльца до набережной. К счастью, авторам хватает такта не описывать кончину героев в финальных титрах.
Но почему же фильм, наполненный правильными красивыми словами, сыгранный молодыми подающими надежды актрисами, сер и безлик? Потому что наблюдать за его развитием скучно. Драматические столкновения безболезненны, героини благополучно минуют безвыходные ситуации. Если мыслить образно, то зритель – это альпинист, а фильм – горный хребет. Первая часть фильма (любовная), в которой действием руководит Вита – восхождение; сцена однополой любви – пик; вторая часть (об искусстве), направляемая Вирджинией - спуск.
«Глупо лишать женщин голоса, боясь, что они посмеются над нами!» - по сценарию возражает супруг Вирджинии мужиковатому врачу. Но, как показало время, женщины в искусстве не склонны к юмору, они серьезны. Они продолжают отставить права, требовать нравственных свобод. Иногда это получается замечательно, как у француженки Лу Жене – автора фильма «Куриоса», а иногда натянуто и фальшиво, как у британки Чании Баттон. Но, очевидно, на этих двух фильмах откровенные женские киновысказывания 2019 года не закончатся.