Фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» был развёрнутой ответкой на американскую экранизацию, и советское кино показало себя во всей красе. Наш фильм получился помпезным, многозначительным, масштабным, медленным, с серьёзными актёрами предпенсионного возраста в ролях молодых аристократов.
Размах съёмок, конечно, завораживал; этакой массовки сроду не бывало. Фотограф американского "Лайфа", который посетил несколько советских съёмочных площадок, у Бондарчука, видимо, крепко застрял, увлёкшись происходящим; его фотосвидетельства, особенно картины народных бедствий, иногда похожи на реальные репортажи из восемьсот двенадцатого года (если кинотехника в кадр не затесалась).
Снимки из архива "Лайфа":
А иногда фотографии американца странным образом напоминают шедевры Прокудина-Горского:
Ладно, бог с ним, с народом, вернёмся к аристократам. Бондарчук объясняет коллизию между Наташей Ростовой и Анатолем Курагиным (наверное):
Лановой тренируется бросать сластолюбивые взгляды, обещающие деве юной всё что положено:
Эпическая массовка (костюмеры, наверное, зашивались):
Бал с цветомузыкой, как в продвинутом Доме культуры:
Запись оркестра на "Мосфильме":
А шумовики записывают шумы:
Тут, похоже, сводят звук под картинку:
Совсем закулисье, которым обычно никто не интересуется. Монтажная:
Бонусы от семейства Михалковых. Фотопроба юного Никиты Сергеевича на роль Пети Ростова (говорят, Никиту даже утвердили, но у него нашлись дела поинтереснее):
Бонус номер два - фотопроба Андрея Кончаловского на роль Пьера Безухова:
Жаль, что Кончаловский не сыграл Пьера - он был бы пооригинальней тяжеловесно взволнованного Бондарчука с лицом старого партийного работника. С другой стороны, Безухов-Кончаловский, влюбившись в Элен-Скобцеву, выглядел бы геронтофилом; неудобно бы получилось.
Также см.: "Мосфильм" глазами американца. Фотографии со съёмок "Андрея Рублёва". Заодно: Первая роль Василия Ланового. Мальчик, которого съел коллектив.