Найти тему
Любовь Третьякова

Дачная Россия

Вечер летней пятницы. В едином порыве народ поднял свои «пятые точки» из офисов и отправил их на сады и огороды.

В силу возраста упустила то время, когда по стране нарезали эти самые «дачи». Наверное, это была вынужденная мера. Людям дали возможность прокормиться самим, независимо от места проживания. Мои родители купили дачу на Горе – так в простонародье называют этот район Барнаула – больше 40 лет назад. Короче, меня еще не было.

Бабушка рассказывала, что в то приснопамятное время по садоводству пробегали зайцы, а однажды она увидела настоящего лося. Он стоял и чесал бок о забор. Вы, наверное, подумали, что на саду я провела все свое детство? Так оно и было.

Самое яркое воспоминание – это как мы с бабушкой лазили под яр на коровьим навозом. Яр – это крутой правый берег Оби, обрывистый, высотой 30-40 метров. Недавно выяснила, что его еще называют Колорадо. Внизу в зарослях у реки паслись коровы. Видимо, они были чьи-то, но как они там оказывались и куда уходили на ночевку и дойку, до сих пор не понимаю. В общем я лезла вверх первая, как коза, и подбадривала бабушку, которая никак не успевала за мной с ведром навоза. Семья у нас была большая, и по выходным, когда все приезжали с работы и учебы, мы каким-то образом умещались в крошечном душном домике ввосьмером.

Самым богатым у нас в округе был сосед дядя Петя, у него была машина «Жигули». По воскресеньям они также, как мы на ночь в домик, набивались в свою машину ввосьмером и ехали домой. Но они ехали, а остальные шли. Были и другие автолюбители, которые порой следуя порожняком, считали своим долгом «подбросить» до общественного транспорта безлошадных садоводов. Так было принято. Не подбросивший становился изгоем.

Наверное, не стоит рассказывать, что на участках засаживался и засевался каждый метр площади. У нас, например, было 9 соток, и даже на картошку места не оставалось. Ее садили отдельно – «от завода», на колхозных площадях.

-2
… За эти 40 лет от дач остались только эти обрывистые берега - Колорадо.

Нет, дачи тоже есть, но они совсем другие. Не те. Часть дач поменяли свой статус с места, где горбатятся, на место, где отдыхают. Дома и заборы здесь соответствующие. Много заброшенных участков, где, видимо, пожилые садоводы ушли в мир иной, а молодым оно не надо. На машинах ездит каждый второй хозяин участка. Старики могут идти пешком, но их больше никто не «подбрасывает», - уже большая редкость. За навозом под яр никто не лазит, да и коров там уже не пасется.

Идти с ведрами и тележками до общественного транспорта превратилось в моветон. Даже те, кто, действительно, горбатится на садах, предпочитает делать заготовки на месте, а осенью вывозить их на такси в городские квартиры.

Наверное, мы стали жить лучше? Не знаю. Вот весна началась с того, что по нашему саду опять пробежал заяц…

-3

Если публикация вам понравилась, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал.