Найти тему
Хочу почитать

Наказание наградой — чувствую, что в поощрениях есть подвох

Речь пойдёт о книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками», автор Альфи Кон.

Обложка от издательства МИФ
Обложка от издательства МИФ

Тема мотивации интересна и загадочка. Что движет человеком в его стремлениях? Интерес? Я была в этом убеждена, пока тема касалась только меня. Я любопытна — если мне что-то нравится, буду этим заниматься, изучать, погружаться с головой. Однако, в этом году моя картина мира переменилась. Как вы думаете почему?

Ребёнок пошёл в первый класс. Ещё до школы у него сформировалось негативное отношение к учёбе. И я решила, что могу повлиять на его восприятие, привить любовь к процессу познания. Награды стали одним из инструментов позитивного воздействия.

Оказалось — не всё так просто. Да, вознаграждения имеют определённый успех. Но я чувствую — что-то не так в системе поощрений. Внешняя мотивация, какая бы она ни была, отнимает много сил и не приносит желанного результата. Я решила изучить этот вопрос более детально.

                                            ──────── • ✤ • ────────
──────── • ✤ • ────────
Благодарю image4you с сайта Pixabay.com за фото
Благодарю image4you с сайта Pixabay.com за фото

Прочитав название книги Альфи Кона, я насторожилась ещё больше. Если до этого меня напрягало моё собственное состояние — упадок сил от постоянных придумываний, как замотивировать. То теперь я задумалась: «а не врежу ли я ребёнку, выдавая плюшки за то или иное задание?».

Оказывается данный подход, так же как и с наказаниями, является средством манипулирования. И зачастую основан на нужде. На потребности человека в том, что ему предлагают в качестве награды. Проще говоря, не сделаешь — не получишь.

Изображение создано в сервисе Canva.com
Изображение создано в сервисе Canva.com

Автор пишет об экспериментах, проведённых учёными. Было доказано, что интерес уменьшается с исчезновением награды. То есть результаты наоборот ухудшаются. Попытки замотивировать бонусами приводят к откату — к ещё более низкому уровню вовлеченности.

Я заметила схожую картину. Сын учится играть на скрипке. Несмотря на интерес к музыке, приходится уговаривать позаниматься подольше. В какой-то момент я подключила систему мотивации к этому процессу.

Выдавала детальки лего за сыгранные упражнения и части произведения. Процесс пошёл. Я даже подумала, что проблема с занятиями по скрипке решена. Однако, желание играть «просто так» (без бонусов) пропало. Интерес заключался в сборе деталей. А как же увлечение скрипкой?

Хочу почитать «Наказание наградой», чтобы разобраться в теме мотиваций. И понять, как позитивно влиять на ребёнка и помочь ему развить любовь к учёбе.

Спасибо, что дочитали! Всем желающим промо-код с 30% скидкой на книги от издательства МИФ — 1fhey8nq
-5