Найти тему

Мифы о поведенческой терапии. Моего ребенка будут мучать за столом и не будут играть!

Оглавление

АВА-терапия - метод, который часто применяется для коррекции поведения и развития ребенка с аутизмом, но его методики применяют и в обучении нормотипичных детей. Идея состоит в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий.

Большой упор делается на "нежелательное поведение", точнее на преобразование его в более социальное приемлемое или на его полное устранение. Как только у ребенка не будет проблем с поведением, начинается работа над всесторонним развитием.

Миф - АВА-терапия не затрагивает важную сферу - игру

Перед тем, как начинать терапевтическое вмешательство куратор программы проводит тестирования для оценки уровня развития разных навыков. Наиболее используемые тестирования - ABBLS-R и VB-mapp. В каждом из них предусмотрено тестирование такой сферы, как "игра".

Игра - важный навык в развитии любого ребенка. В процессе игры ребенок учится:

Интересу к окружающему миру и самосознание. Участие ребенка, проявляемое к событиям в окружающей среде, и его способность к пониманию своей окружающей среды  могут быть затруднены проблемами обработки сенсорных стимулов.

Построению взаимоотношений. Игра помогает построению близости, поскольку ребенок начинает узнавать лица, звуки и распознавать речь.

Способности к двухсторонней коммуникации. Игровые занятия могут помочь ребенку обучиться двухсторонней коммуникации и лучше понять механизмы причинно-следственной связи и решения проблем, что будет способствовать когнитивному и социальному развитию.

Комплексной и невербальной коммуникации. Комплексная коммуникация относится к невербальной коммуникации, такой как мимика лица, язык тела и жесты. Игра может помочь ребенку разобраться в значениях невербальных коммуникативных реакций других людей.

Самостоятельной деятельности. Ребенку важно уметь проводить свое время интересно и полезно. АВА-терапия предусматривает обучение ребенка досугу.

Откуда появился этот миф?

1. Впервые в работе аутичными детьми принципы поведенческого анализа (АВА-терпию) начал использовать Ловаас. Его сессии были весьма структурированными, но иногда включали физические наказания, и ничего веселого там точно не было. Важно помнить, , что это происходило в 60-е и 70-е годы прошлого века. В те времена методы воспитания и обучения детей пороли прямо в школах, а представления об эффективном обучении детей кардинально отличались от современных взглядов. Единственной практикой работы с детьми с аутизмом в то время была помещение ребенка с интернат.

2. Вторая причина заключается в том, что АВА-терапия достаточно новый метод работы с детьми с аутизмом и представления о работе специалистов этой сферы в СМИ, среди родителей и людей не имеющих соответствующего образования весьма искаженные.

Лично я долгие годы постоянно училась тому, как важно играть и веселиться во время обучающих сессий. Работа должна быть в первую очередь интересной и привлекательной для ребенка. В младшем и дошкольном возрасте игра - ведущая деятельность ребенка. Поэтому важно построить всю работу отталкиваясь от интересов, мотивации ребенка, через игру с ним.