Найти тему
wowitaly

Галерея гобеленов в музеях Ватикана

Оглавление

Галерея гобеленов (шпалер) / Galleria degli Arazzi – одна из трех знаменитых великих галерей Ватикана наряду с Галереей географических карт и Галерей канделябров.

В 1838 году сюда поместили гобелены, созданные на основе картонов учеников Рафаэля Санти брюссельскими мастерами. Заказчиком стал Климент VII Медичи, который, как и другие понтифики того времени, стремился внести свой вклад в художественное оформление Сикстинской капеллы. Их назвали гобеленами «Новой школы» (Della Scuola Nuova) – чтобы отличить от гобеленов «Старой школы», сотканных по рисункам самого Рафаэля.

Для заказа экскурсий и билетов в музеи Ватикана, сады Ватикана, Апостольский дворец в Кастель Гандольфо=> planmytrip@wowitaly.ru, +7 926 072-94-38 (WhatsApp)

Где находится Галерея гобеленов

Галерея гобеленов находится в крыле, соединяющем дворец Бельведер и Апостольский дворец, сразу за Галереей канделябров, перед Галереей географических карт. Галерея гобеленов входит в основную программу посещения музеев Ватикана и находится на пути в Сикстинскую капеллу.

-2

Галерея гобеленов. Кратко об истории

Безворсовые ковры с рисунком, сотканные из шерсти и шелка с использованием золотых и серебряных нитей, в Италии и Польше называют «арраци» (arazzi, arras) – по названию французского города Арраса на севере Франции, где их производили, начиная с XIV века.

Аррас, Франция
Аррас, Франция

Шпалеры приобрели большую популярность у знати и королей, так как, помимо утилитарных функций по согреванию жилища и защиты от сквозняков, их было легче транспортировать, в отличие от картин и, разумеется, фресок. Так по заказу французского короля Франциска I появилась шпалера – копия знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» (находится в музеях Ватикана).  

Гобелен «Тайная Вечеря», Пинакотека Ватикана
Гобелен «Тайная Вечеря», Пинакотека Ватикана

Слово «гобелен», которое активно используется в обиходном русском языке, возникло в XVII в. Первоначально этим словом обозначали продукцию французской королевской мануфактуры Гобеленов, которую организовали фламандцы, выкупившие с помощью королевских денег красильню аристократической семьи Гобеленов.

-5

Так как продукция мануфактуры была чрезвычайно популярной, словом «гобелен» в русском языке стали обозначать все шпалеры независимо от страны производства (похожие истории мы находим у шампанского – игристого вина из региона Шампань или «ксерокса» – названия бренда, которым стали обозначать все копировальные аппараты без разбора).

История Галереи гобеленов в музеях Ватикана начинается с Сикстинской капеллы. Потолок и стены капеллы ко времени понтификата Папы Льва X Медичи уже были украшены великолепными фресками великих мастеров эпохи Возрождения. Довольно трудным оказалось что-то добавить в и без того прекрасной капелле. Оставалась свободной лишь часть стен, находившаяся ниже фресок, именно сюда и были заказаны «мобильные» картины – шпалеры.

Как выглядела Сикстинская капелла с гобеленами в нижней трети стен
Как выглядела Сикстинская капелла с гобеленами в нижней трети стен

Картоны (рисунки) для них создал Рафаэль Санти. Они продолжили изображение сцен Священного писания в Сикстинской капелле сюжетами из жизни апостолов Петра и Павла. Произвели шпалеры по рисункам Рафаэля во Фландрии, где находились лучшие ткацкие мастерские того времени. Папа Лев X заплатил за это 16 000 золотых дукатов – целое состояние, превышающее в 5 раз оплату труда Микеланджело за роспись потолка Сикстинской капеллы. Шпалеры обходились так дорого, потому что их создание требовало очень долгого и кропотливого труда. Они ткались лучшими мастерами из шерсти и шелка, с использованием золотых и серебряных нитей.

Когда 26 декабря 1519 года шпалеры по рисункам Рафаэля впервые продемонстрировали в Сикстинской капелле, то они сразу вызвали удивление и восхищение всех, кто их увидел. Сейчас они находятся в Пинакотеке Ватикана под стеклом, вдали от разрушительных для них лучей солнца.

Папа Климент VII, следующий понтифик из рода Медичи после Льва X, решил повторить успех предшественника. По его заказу ученики Рафаэля (довольно рано умершего в самом расцвете лет) создали картоны с изображениями сцен из детства Иисуса Христа и событий после его распятия. Гобелены по их картонам были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста и в 1531 году были доставлены в Ватикан, где их выставили в Сикстинской капелле. В 1838 году их вместе с другими гобеленами переместили в отдельную галерею.

Гобелены не только весьма дорогостоящи, также довольно сложно поддерживать их в хорошем состоянии. Они очень чувствительны к пыли, свету, насекомым, именно поэтому в Ватикане есть одна из лучших в мире лабораторий по восстановлению гобеленов.

-7

Что можно увидеть в Галерее гобеленов

В ватиканской Галерее находятся гобелены, созданные в разное время. Те, что справа, были созданы в XVII веке в Риме для папы Урбана VIII Барберини с изображением сцен из его жизни. Но наиболее ценные и представляющие интерес гобелены находятся по левую руку.

Эти гобелены изображают младенческие годы Иисуса Христа и события после его распятия, а созданы они были в брюссельской мастерской по рисункам учеников Рафаэля.

Всего гобеленов было 12. До наших дней дошло 11 гобеленов, 9 из них демонстрируются в галерее.

  • «Поклонение пастухов»
  • «Поклонение волхвов»
  • «Представление Иисуса в Храме»
  • «Избиение младенцев» (2 гобелена)
  • «Воскресение Христа»
  • «Вознесение Христа»
  • «Явление Иисуса Марии Магдалине»
  • «Ужин в Эммаусе» (явление Христа ученикам после Распятия)
«Избиение младенцев»
«Избиение младенцев»
«Вознесение»
«Вознесение»

Также на этой стене есть гобелены, изображающие сюжеты античной истории:«Центурион Корнелий» и «Смерть Юлия Цезаря», на котором изображено, как сенаторы убивают диктатора, кем фактически стал Цезарь в последние годы жизни. Тем не менее, вместе с его смертью Республика перестала существовать де-факто, а приемный сын Цезаря Октавиан стал первым римским императором

Внимание всех без исключения посетителей привлекает гобелен «Воскресение Христа».

«Воскресение Христа»
«Воскресение Христа»

Гобелен рассказывает о Воскресении не так, как в Писании. Хотя все четыре Евангелия упоминают об этом событии (Воскресение – краеугольный камень всей христианской доктрины), нет ни одного человека, который бы видел, как конкретно и когда воскрес Иисус. В Евангелии от Матвея сказано, что тяжелый камень откатил ангел небесный, и жены-мироносицы, присутствовавшие при этом, увидели уже пустую гробницу. Стражники, приставленные судом охранять гробницу, поспешно разбежались, испуганные как предшествующим землетрясением, так и отсутствием тела.

Несмотря на то, что в Писании нет детальной сцены Воскресения, художник смело изображает этот момент, полностью сосредоточившись на фигуре Христа, попирающем каменную дверь гробницы (никакого круглого камня или ангела-помощника). В одной руке Христос держит флаг, другая сложена в благословляющий жест. Жены-мироносицы изображены на дальнем плане, тогда как вблизи мы видим тех самых испуганных солдат – изображенных на контрасте с Христом, победившем саму смерть.

Глядя на этот необыкновенный гобелен, создается иллюзия 3D-изображения с эффектом присутствия – с какой бы стороны от фигуры Христа, расположенной по центру композиции, мы не стояли, кажется, будто он смотрит точно на нас. И вся его фигура, включая прямоугольник двери, поворачивается вместе со смещением позиции зрителя.

Это техника «движущейся перспективы», которую часто используют в картинах (яркий пример – «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи). Но, чтобы использовать ее для создания изображения на гобелене, требуется еще больше мастерства и трудоемкой филигранной работы! Действительно, гобелены в музеях Ватикана созданы на высочайшем уровне, не уступающем по передаче эмоций и деталей картинам.

На другой стене Галереи находятся гобелены, созданные в 1600-х годах для Папы Урбана VIII. Восемь гобеленов изображают сцены из жизни кардинала Маффео Барберини (будущий Папа Урбан VIII), изготовленные на фабрике его племянника в Риме.

-11

Другие статьи по теме: