Достаточно распространено мнение, что в первые дни после нападения гитлеровской Германии и ее союзников на СССР И.В.Сталин фактически бросил руководство страной и пребывал в депрессии на даче в Кунцево. Но так ли это было на самом деле?
Прежде всего, откуда известно, что Сталин запаниковал так, что несколько дней прятался на даче? Основных источника два - воспоминания А.И.Микояна и Н.С.Хрущева.
Еще один аргумент - с обращением к советскому народу выступил не он, а Вячеслав Молотов.
Микоян сообщил о том, что когда он и другие советские руководители приехали к вождю, тот даже решил, что они прибыли его арестовать.
А о том, что Сталин объявил, что более не собирается руководить страной, позднее рассказывал Н.С.Хрущев.
Но здесь следует помнить, что и Микоян, и Хрущев были в числе первых разоблачителей (в советском руководстве) культа личности Сталина - после смерти вождя, разумеется. Микоян так начал критиковать даже раньше Хрущева (не называя, впрочем, имен).
Кроме того, историк Александр Дюков предполагает, что воспоминания Микояна могли быть подредактированы. И в черновиках воспоминаний Микояна, которые хранятся в архивах, нет никаких упоминаний про то, что Сталин якобы боялся ареста.
Другой важный источник - журнал посещений, в котором фиксировались все визиты в кабинет Сталина и их продолжительность. Они показывают, что посетители у него были постоянно, причем до глубокой ночи. И речь именно про первые дни войны.
Опровергал данные о растерянности Сталина и Георгий Жуков. Он отмечал, что тот работал весьма энергично.
При этом знаменитый военачальник отмечал, что в первые часы после нападения Сталин действительно был выбит из колеи. И впоследствии, во время "работы с большой энергией", Иосиф Виссарионович заметно нервничал и эта нервозность передавалась подчиненным.
Что можно сказать, подводя итог?
Конечно, то, что Сталин якобы совершенно растерялся, боялся ареста и готов был бросить все - это позднейший пропагандистский миф.
При этом возник он все же не на пустом месте. Окружающие отмечали нервозность Сталина, в журнале посещений есть многочасовые перерывы (но не многодневные!). А 29-30 июня совещания в кабинете Сталина не проводились вовсе, возобновившись 1 июля.
И малоубедителен аргумент о том, что в первые часы у советского руководства не было полной картины происходящего, а потому Сталин и не стал выступать с обращением к народу. Как будто речь шла о подробном информировании людей о текущих событиях, а не об общем заявлении с констатацией главного - на Советский Союз напали, началась война.
То есть можно сказать, что в первые дни войны Сталин не устранялся от руководства страной, это выдумка. Но то, что определенная растерянность присутствовала, этого тоже отрицать нельзя.
Будем признательны, если подпишетесь на наш канал :)
Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки :)
Что еще мы можем предложить вашему вниманию? Вот, например:
Первые воздушные битвы Великой Отечественной: миф о "легкой прогулке" немцев
"Одни русские умеют так жестоко драться": 3 тысячи против 30 тысяч
"Не хотите - заставим!": как Сталин "уговорил" Туполева создать ракетоносец Ту-95