Найти тему
Ретро Авто Мото

Трехколесное "чудо" из коллекции Политехнического музея

Художественная открытка с изображением "Феномобиля"
Художественная открытка с изображением "Феномобиля"
Три года назад автомобильная коллекция Политехнического музея была пополнена необычного вида машиной. Главной ее особенностью является то, что она имеет всего три, а не четыре колеса. Автомобиль был изготовлен в Германии в 1911 году фирмой Phänomen Werke Gustav Hiller AG . Об истории фирмы расскажет приведенная ниже небольшая историческая справка.

В 1888 году немецкий предприниматель Карл Густав Хиллер (Karl Gustav Hiller) из города Циттау (Zittau), основал компанию по выпуску машин для текстильного производства, а с 1889 года и велосипедов. Вскоре Густав Хиллер посетил Англию, и одним из первых распознал преимущество велосипедов классической безопасной (safety) конструкции. Именно их производство было налажено в городе Циттау. С 1894 года, произведенные по английской лицензии велосипеды из Циттау, продавались под торговой маркой Phänomen – Rover.

В 1900 году Густав Хиллер начинает работы над созданием своего первого мотоцикла и уже в 1903 году фирма Phänomen Werke Gustav Hiller AG выпускает на рынок мотоциклы, оснащенные одноцилиндровым двигателем собственной разработки, а вскоре появляется версия и с двухцилиндровым двигателем. Производство мотоциклов продолжалось до 1910 года, после чего все производственные мощности завода были отданы под производство автомобилей в связи с высоким спросом на последние. Вовремя уловив перспективное направление в мировом автомобилестроении, он решил начать производство относительно дешевых и доступных для широкого покупателя трехколесных машин под маркой «Феномобиль» (Phänomobil). В 1905 году Phänomen Werke Gustav Hiller AG разрабатывает свой первый Phänomobil – транспортное средство, являющее собою переходную стадию между мотоциклом и автомобилем. С 1907 года начинается серийное производство «Феномобилей», базировавшихся на мотоциклетных компонентах и оснащавшихся двухцилиндровым V- образным двигателем воздушного охлаждения мощностью 6 л.с., который располагался прямо над единственным передним ведущим колесом. Такую необычную схему в то же время принял еще целый ряд компаний, например, «Магнет», «Циклон» и др. Разработчиками конструкции «Феномобиля» выступили немецкий инженер Ф.Хюттель и румынский В.Сфетеску . К 1911 году конструкторам фирмы удалось довести мощность V- образного двигателя до 9-10 л.с. Управлялся данный автомобиль при помощи длинного Г- образного рычага, в обиходе получившего название «Бычий хвост». «Феномобиль» достигал скорости 45 км/час и пользовался весьма неплохим спросом у покупателей. В 1912 году появилась более мощная версия «Феномобиля», оснащенная четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью уже в 12 л.с. Также выпускалась и модель с двухцилиндровым рядным двигателем мощностью 9 л.с.

О популярности «Феномобилей» в начале ХХ века говорит и тот факт, что они активно экспортировались в различные страны, включая и царскую Россию. В мае 1913 года фирма приняла участие в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге (стенд №61), проходившей под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. Генеральное представительство компании находилось в Санкт-Петербурге по адресу: Площадь Александринского театра, дом номер 9. Автомобили этой марки использовались в частности в качестве разъездных машин для доставки почты редакцией русской газеты «Речь» .
Разъездной фургон "Феномобиль"русской газеты «Речь» .Рисунок художника Александра Захарова.
Разъездной фургон "Феномобиль"русской газеты «Речь» .Рисунок художника Александра Захарова.
Реклама "Феномобилей" в российском журнале "Автомобиль"  №9 за 1914 год.
Реклама "Феномобилей" в российском журнале "Автомобиль" №9 за 1914 год.

С 1910 года фирма параллельно также начала выпуск и четырехколесных автомобилей, которые вышли на рынок под маркой «Феномен».

Однако компания не смогла выдержать конкуренции с более мощными производителями. Поэтому, в 1927 году было принято решение полностью прекратить выпуск легковых машин и сосредоточиться на производстве грузовиков, приносивших больший доход. Этот грамотный рыночный ход позволил фирме продержаться на плаву еще несколько десятилетий. Хотя, впоследствии, название компании и менялось несколько раз. Наиболее известным для нас потомком фирмы «Феномен», является марка грузовых автомобилей «Робур» (Robur) все из того же города Циттау (Zittau), находящимся на территории бывшей ГДР .

Но вернемся к истории того самого экземпляра "Феномобиля", который сегодня находится в коллекции Политехнического музея.

Судьба этого автомобиля весьма необычна. И в первую очередь она необычна тем, что мы вообще можем ее проследить.

Дело в том, что по счастливой случайности сохранились документы, подтверждающие, что первоначально машина была куплена гражданином Ирландии (в то время эта страна еще входила в состав Соединенного Королевства). Автомобиль был зарегистрирован в Графстве Майо (County Mayo). В 1956 году автомобиль, находясь в Ирландии, подвергся непрофессиональному ремонту. В конце 1970-х – начале 1980-х годов машину продали в частную коллекцию новому владельцу из США, проживавшему в городе Гонолулу (Honolulu) на острове Оаху, входящему в состав Гавайского архипелага. После смерти американского владельца автомобиля, машина в 1990 году была выставлена его наследниками на аукцион Sotheby's и досталась гражданину Великобритании, известному коллекционеру и реставратору старинных автомобилей, проживающему в городке Хиндхед (Hindhead) в 100 километрах от Лондона. В связи с чрезвычайно большой загрузкой мастерской сторонними заказами, он был вынужден был отказаться от его реставрации и продать «Феномобиль» меценату из России, который впоследствии передал машину в дар Политехническому музею. В музей машина поступила в частично разобранном состоянии. Значительная часть деталей была демонтирована и приложена отдельно. На поверхностях автомобиля присутствовали загрязнения, активные очаги коррозии, деформации. Часть аутентичных элементов конструкции были утрачены или имели серьезные повреждения.

В таком виде "Феномобиль" поступил в музей в 2016 году
В таком виде "Феномобиль" поступил в музей в 2016 году

Кроме того, в ходе предыдущих ремонтов автомобиль был неоднократно перекрашен. И его цвет (желтый) не соответствовал каталожному цвету того периода (зеленый или черный).

В 2016 году в реставрационной мастерской музея была начата кропотливая реставрация машины. И уже в марте 2017 года первые результаты этой работы были представлены на традиционной выставке старинных автомобилей - "Олдтаймер-галерее" Ильи Сорокина в Сокольниках. К этому моменту почти полностью удалось восстановить двигатель машины, элементы подвески и органы управления. Но не были до конца отреставрированы сиденья машины и откидной верх.
Двухцилиндровый V-образный двигатель "Феномобиля"
Двухцилиндровый V-образный двигатель "Феномобиля"
"Феномобиль" на Олдтаймер-галерее в Сокольниках. Март 2017 года.
"Феномобиль" на Олдтаймер-галерее в Сокольниках. Март 2017 года.

Работа над полным восстановлением облика автомобиля продолжалась еще два года. Ее результат можно было увидеть на той же выставке, но уже в марте 2019 года, где "Феномобиль" был представлен среди других экспонатов Политехнического музея.

"Феномобиль" на Олдтаймер-галерее в Сокольниках. Март 2019 года.
"Феномобиль" на Олдтаймер-галерее в Сокольниках. Март 2019 года.
В настоящий момент "Феномобиль" находится на территории Открытых фондов Политехнического музея в Технополисе "Москва" в Текстильщиках.

Некоторых любителей ретроавтомобилей иногда вводит в заблуждение тот факт, что на одном старом значке времен СССР , также был изображен "Феномобиль" из коллекции Политехнического музея. То есть получается, что "Феномобиль" в музее был уже много лет назад. На самом деле значок фактически выдавал желаемое за действительное. Реально в Политехническом музее имеется еще один фрагмент машины, до недавнего времени считавшегося частью "Феномобиля". Но некоторое время назад удалось установить, что он все же относится к другому похожему трехколесному автомобилю, производившемуся в Берлине, упомянутой в начале статьи марки «Циклон».

Старый советский значок с изображением "Феномобиля"
Старый советский значок с изображением "Феномобиля"

В заключение следует добавить, что на сегодняшний день известно о пяти сохранившихся автомобилях этого типа во всем Мире. Два из них находятся в музеях Германии (Музей автоветеранов и техники в городе Гросшёнау и Немецкий музей достижений естественных наук и техники в Мюнхене), один в шведском автомобильном музее Autoseum в городе Симрисхам, один в частной коллекции в Великобритании и один в Политехническом музее в России. Причем только «российский» «Феномобиль» представляет собой длиннобазную версию, и, таким образом, является, по сути, единственным в мире экземпляром.

Еще порядка двадцати «Феномобилей» поздней модификации с различными типами кузовов находятся в частных коллекциях и автомобильных музеях ряда стран. Например, в Louwman museum в Гааге (Нидерланды), Музее транспорта (Verkehrsmuseum) в Дрездене (Германия), Музее саксонских автомобилей в Хемнице (Германия), в Шведском музее автомобилей и авиации в городе Уггларп (Швеция) и др.

Благодарю, что дочитали мою публикацию до конца.

Авто
5,66 млн интересуются