Найти тему
рефрижератор

Погребальная свалка на фоне православного лоска

Иногда кажется, что пора завязывать с темой погостов. А потом я случайно попадаю на Ивановское кладбище в Екатеринбурге и тут бац-бац-бац, кто же виноват, что оно находится недалеко от центра города. В общем, будем считать, что это мобильный фоторепортаж.

Немного о некрополе: первые захоронения появились в 1810-е годы, в качестве последнего пристанища для арестантов. Ныне оно считается «недействующим», однако, это не останавливает тех, кто предпочитает погребение праха после кремации. Состояние территории удручает. Скажу так — на моей памяти это самый странный погост. Жуткое месиво из древних плит, бюстов, огромных каменных памятников (тут много семейных могил), железных крестов, фотографий, табличек с одной лишь фамилией владельца могилы. Мусор, фрагменты ритуальных принадлежностей, ветки, сороки. Где-то в этих зарослях расположены могилы двух участников экспедиции Дятлова. Кладбище находится за стенами Иоанно-Предтеченской церкви, а у неё, между прочим, статус Кафедрального собора. Вот она — погребальная свалка на фоне православного лоска.

-2

На территории кладбища расположены два знаменитых захоронения. Под прямоугольной плитой, с въевшимися подтёками красной краски, покоится Пётр Ермаков — революционер, участник расстрела царской семьи (судя по историческим данным, отличающийся особой жестокостью).

-3

Поблизости находится могила уральского писателя Павла Бажова. Памятник примечательный — скульптурное изображение автора «Каменного цветка» и «Медной горы Хозяйки» в момент раздумий.

-4
-5

Недалеко от него есть бывшие «ямы» — массовые захоронения противников советской власти и простых заключённых. Чуть поодаль — мемориал революционерам и участникам гражданской войны.

-6

Частично объект занят табличками с именами (всего их около 280), под многими указаны причины смерти: «погиб в заключении», «репрессирован», «сожжён заживо на «барже смертников», «расстрелян». Вдоль стены, противоположной данному участку кладбище, вытянулся СИЗО-1. Ветшающая история запущенной страны.