За 133 года бывший аптечный сироп стал самым продаваемым напитком в мире, успел отправиться в космос и продолжает удивлять новыми вкусами. Как это случилось?
Рассказываем об основных вехах истории Coca-Cola.
Всё началось с сиропа
За 21 год до появления Coca-Cola полковник Джон Пембертон получил тяжелое ранение во время Гражданской войны в США.
Все последующие годы жизни он страдал от боли, и чтобы обеспечить себя лекарствами, вместе с тремя друзьями основал «Фармацевтическую компанию Пембертона». Одним из изобретений отставного полковника был густой сладкий сироп, который придавал энергии и избавлял от мигрени.
Coca-Cola своим появлением обязана Гражданской войне в США, а названием — простому бухгалтеру. Появившись более 130 лет назад в крошечной аптечной лаборатории в Атланте, штат Джорджия, классическая Coca-Colа покорила весь мир (и даже космос).
8 мая 1886 года в аптеке Jacob’s Pharmacy в центре Атланты продали первую порцию напитка за 5 центов. Его популярность стала быстро расти, и Фрэнк Робинсон, бухгалтер в компании Пембертона и один из первых дегустаторов, решил, что сиропу нужно новое название.
Когда продажи выросли до 9 стаканов в день, вся Атланта уже говорила о бодрящем напитке. А чтобы горожане знали, где найти уникальный эликсир, на фасаде здания с аптекой повесили первую вывеску Coca-Cola, на которой Робинсон каллиграфическим почерком вывел лаконичное название. Чуть позже этот логотип появился на первых рекламных плакатах «Пейте Coca-Cola».
Первая газированная Coca-Cola
«Шипучей» Coca-Cola тоже стала по воле случая. Почти через год успешных продаж лекарства у местного фармацевта Уилли Венейбла кончилась вода, которую в аптеках подавали вместе с сиропом. Тогда он предложил покупателю разбавить Coca-Cola содовой. Так появилась легендарная формула, которая быстро захватила Джорджию, а затем и весь мир.
Кстати, позже Венейбл стал одним из покупателей рецепта сиропа. Пембертон до последнего хранил его в тайне, собственноручно изготавливая и отправляя в аптеки. Но в последние годы жизни ему пришлось продать самое ценное, что у него было, — формулу популярного напитка. За 2 тысячи долларов.
Во время продажи бизнеса Пембертон составил инвентарную рукопись, в которой «засветились» ингредиенты ранней Coca-Cola: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин.
Рождение знаменитой бутылки
До 1894 года Coca-Cola продавалась на розлив. Бутылки с газировкой часто взрывались во время транспортировки, и Кендлеру это могло грозить судебными исками. Но Джозеф Биденхарн придумал безопасный способ доставки Coca-Cola вдоль Миссисипи и стал разливать напиток в тару самостоятельно.
Как он это сделал? Никто не знает.
Совладелец Coca-Cola Аза Кендлер всё еще не верил в успех Coca-Cola в бутылках, поэтому в 1899 году продал права на бутилирование и продажу напитка трем предпринимателям — Бенджамину Томасу, Джону Луптону и Джозефу Уайтхеду за 1 доллар. Тут он прогадал: уже к 1928 году объем продаж Coca-Cola в бутылках превысил объем продаж в розлив. Но это позже, а в конце XIX века Томас, Луптон и Уайтхед не только наладили бутилирование, но и придали бутылке контурную форму.
Томас нашел форму бутылки, которая не ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом. «Такую, — писал он впоследствии, — чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была Coca-Cola!»
Coca-Cola начинает завоевывать мир
Чтобы увеличить продажи, новый президент компании Роберт Вудрафф решил продавать напиток в упаковках по шесть штук и представлять его в других странах. Coca-Cola также ответственна за важные технологические новшества своего времени — специально для популярного напитка изобрели уличные автоматы для розлива и придумали выносные холодильники.
В 1920 году Coca-Cola «высадилась» на берег Старого Света и начала завоевывать Францию. Большую популярность среди европейцев напитку обеспечили Олимпийские игры в Амстердаме в 1928 году, спонсором которых стала компания Вудраффа. Тогда сборная США привезла с собой тысячу упаковок напитка. С тех пор Coca-Cola прочно ассоциируется с Олимпийским движением и спортом в целом: спустя еще полвека компания стала официальным партнером FIFA, UEFA и других организаций.
Роберт Вудрафф стоял у руля почти 60 лет, и все важные изменения, которые произошли с напитком, были его решениями.
К 1940-м годам стоимость всех товаров в США резко увеличилась, но бутылка Coca-Cola всё еще стоила 5 центов. Так продолжалось до 1956 года. А когда мировое потребление стало расти, Вудрафф решил увеличить количество заводов Coca-Cola в мире вдвое, чтобы никто не отказывал себе в любимом напитке.
Кроме того, Вудрафф придумал выпускать Coca-Cola в новой упаковке. Вначале бутылка Coca-Cola вмещала 6,5 унции напитка, то есть около 0,2 л. В 1955 году появились 12-унциевые (0,33 л), а также 26-унциевые (0,77 л) емкости. Все они повторяли форму своей предшественницы. Мало того, когда в 1960-м Coca-Cola начали продавать в банках (до этого баночная версия поставлялась только для армии), на них изображали контурную бутылку, чтобы покупатель знал: в банке точно такой же чудесный напиток, как и в привычной стеклянной упаковке. Первые ПЭТ-бутылки 2 л появились в 1978 году.
Coca-Cola в XXI веке
В 1980-х годах, когда Coca-Cola отметила столетний юбилей, напиток приобрел еще большую популярность.
В 1988 году товарный знак Coca-Cola по итогам трех независимых опросов был признан самым известным в мире. Во многом это произошло благодаря низкокалорийной Coca-Cola с сахарозаменителем. Эту новинку в 1982 году выпустил новый президент компании Роберто Гозуэта. В каждой банке — всего 1 калория.
В начале 2000-х годов появляются новые виды напитков:
- Coca-Cola Cherry — с вишневым вкусом
- Coca-Cola Vanilla — с вкусом натуральной ванили
- Coca-Cola Zero — низкокалорийная версия, без содержания сахара.
По всему миру регулярно выпускают ограниченные серии напитков. Например, в 2001 году к открытию Олимпиады в Пекине выпустили Golden Coca-Cola — ее можно было попробовать только в Китае. Также Coca-Colaвыпускает десятки удивительных продуктов, про которые многие даже не слышали. Например, прозрачную Coca-Cola Clear в Японии или Coca-Cola Life со стевией в непривычной зеленой упаковке.
Coca-Cola сегодня — один из самых популярных напитков в мире, его любят и пьют более чем в 200 странах, его можно найти в 27 млн розничных точках. А начиналось всё с продаж в одной-единственной маленькой аптеке в Атланте!