В общем, посмотрел я набегами недавно закончившийся мини-сериал
В общем, посмотрел я набегами недавно закончившийся мини-сериал «Чернобыль» и вот что хочу сказать. Проект, в целом, удался. Ну и таки да, функцию, заявленную в меме, безусловно, выполняет.
Впрочем, дело, конечно, не столько в логотипчике в углу, сколько в самом материале (многосезонный сериал на эту тему тоже вполне мог скатиться в УГ) Ну и других режиссере и сценаристе. В кресло первого сел не особо известный широкой публике швед Йохан (Юхан?) Ренк (90% работ которого составляют короткометражки, которые я не смотрел). Функцию второго исполнял Крейг Мазин (последний, что еще более удивительно, отметился, в основном авторством сценария к «Мальчишнику в Вегасе» и «Очень страшному кино»). И вот внезапно эти товарисчи, от которых толком ничего и не ждешь, скорее «смогли в создание» серийной киноленты на болезненную для наших соотечественников тему, чем нет.
Черт его знает, насколько заслуженно первое место в мировом сериальном рейтинге. Для меня одно из главных мерил сериала — желание пересмотреть. Пересмотреть «Чернобыль» мне едва ли скоро захочется. Он наполнен экзистенциальным отчаянием, давящей атмосферой и в целом какой-то… вязкий что ли. ИП (будучи фэнтези) в этом плане воспринимается вообще легко лично для меня. Но внимания, «Чернобыль», безусловно, заслуживает.
Я не хотел бы сейчас долго и нудно распинаться про сюжет, это все же не паблик про кино и сериалы, хотя в дальнейшем я хотел бы уделять кинематографу на исторические темы чуть больше внимания. Но глубокое аналитико-критическое эссе строчить сейчас не с руки, поэтому сугубо впечатления по горячим следам.
Что же в итоге вышло? А вышло, во-первых, как ни крути, очень крепкое по разным параметрам произведение. Вот взять хоть с позиции актерской работы в кадре. Обычно от наблюдения за попытками иностранных актеров (пусть даже и хороших) имитировать граждан/подданных РИ/СССР/РФ хочется кинуть в них тапком. Либо проржаться хорошенько. Проработка восточнославянских персонажей, как правило, их жестикуляция, речь — на уровне театральных капустников с подбуханными артистами. Тут же, хотя и не могу сказать, что кто-то конкретно запомнился своей игрой, но все было вполне органично. Меня не преследовало желание поморщиться от халтуры, будто кто-то скребет ножом по стеклу. Горбачев, конечно, не столь колоритный как оригинал и почему-то похож на пакистанца, хотя актер также швед, но раз он занимает не особо много экранного времени, то и ладно.
Разумеется, забыть, что это не русские актеры, не получилось. Я уже неоднократно говорил, что в лицах западноевропейцев есть что-то, что позволяет понять, что перед нами не человек с постсоветского пространства (и нет, дело не в улыбке). Это не хорошо и не плохо, это просто так. В конце концов, достойные русские воплощения того же Буша-старшего или Рейгана мне тоже не вспомнить (а они вообще есть?).
Во-вторых, нельзя не сказать о самом главном бальзаме на душу, который отметили чуть более, чем все. В кои-то веки забугорные киноделы изрядно подзадрачивали над антуражем и проработкой деталей быта позднего СССР. Вместо привычной ядерной клюквы, реверсов алфавита вроде Я-R, старого-доброго Ащьф Фштшфум, ушанка-хэтс-он-эврибади и расстрелов на месте, мы имеем тщательно воссозданный антураж вплоть до занавесочек, будильничков и автомобильных номеров. Не без некоторых изъянов, конечно.
Но правда в том, что удельный весь этих изъянов невелик. Клюковка и ляпы в общем хронометраже умещаются на аптекарских весах, можно сказать. Сам факт того, что любителям искать нестыковки пришлось прибегать не только к «У них тут водку раздают ящиками во время сухого закона», но и к «Азаза, стеклопакеты в 1986 году, лоол», чтобы усилить свое недовольство, уже говорит о многом. Особенно говорит о том, что пластиковую тару из кадра высокобюджетного фэнтезийного сериала с длинным постпродакшеном можно и убрать, если не совсем насрать (правда, 8 сезон?)
Да, конечно, от меня тоже не ускользнуло особо не оправданная концентрация караульных или автоматчиков на изготовке в некоторых сценах.
Или как герои обращаются друг к другу в кадре. Ну не принято у нас из раза в раз звать друг друга а-ля «подойдите сюда, директор Брюханов» (да, come here, principal Bryukhanov» в обиходе звездно-полосатых было бы вполне нормой, но не у нас). Мы как-то больше по имени-отчеству. Но, с учетом общей проделанной создателями работы, это уже на уровне придирок.
Посему любителям покричать про русофобию на сей раз довольно трудно. Они, конечно, пытаются затирать: ну вот опять показали русских как паникующих невежественных баранов. Да, в общем, не показывали. Ничего похожего на истерику астронавтов из «Завета» от незабвенного Ридли Скотта и близко нет. Напротив, ученые преимущественно похожи на ученых, военные на военных и даже обыватели на обывателей.
Щелкают хлебалом и смотрят на светящееся небо? Так, собственно, они аналогичного ничего раньше и не видели. А с учетом инфо-дефицита от властей…
Evil КейДжиБи гонит всех на убой под дулом автоматов? Да тоже не особенно. Кроме сцены с министром угольной промышленности (где кровавый режим тоже не выкручен на максимум) сцен в духе «либо иди облучайся, либо застрекочет пулемет и мы съедим твоих детей» нет. Даже уговаривать никого долго не приходится. Эти «таинственные русские» почему-то все сами понимают и исполняют свой долг. Причем там, будто это совершеннейшая норма жизни. Так почему ж создатели русофобы?
Вообще сериал избегает тщательного обмазывания дерьмецом персонажей. Ликвидаторы так и вообще описаны с любовью, которой им не доставалось в каком-либо другом хоть сколько-нибудь заметном произведении на тему. Да, есть люди с душком, но в основном потому что они — прочно встроенные в систему карьеристы, старающиеся спихивать ответственность на других. Но камон, у 90% людей на работе есть и будут именно такие начальники. Они могли бы стать лучше, но не особенно хотят. Тут же даже главный кгбшник — тоже своего рода винтик, а не откровенный людоед. Протагонисты всерьез заняты поиском идей, как бы загасить радиационный очаг техническими средствами, а не заваливать его трупами. И этому уделяется много внимания.
Что уж там, руководители ликвидации в некоторой степени даже преукрашены. Им трудно лгать. Даже реальному Легасову, судя по кинохроникам, который смотрел непосредственно в глаза тем, кто сейчас пойдет стремительно сокращать себе жизнь, было не очень трудно.
Крестовый поход против РосАтома? Ну если РосАтом сам считает, что расп…тво, пох…изм и экономия на безопасности — его главные определяющие черты, тогда конечно.
Про что собственно хейт в СМИ вроде АиФ и России 1? Нам лгут, что нам лгали? Советская система, работая с информацией, не цензурировала ее, не утаивала? Жизнь каждого человека была на вес золота? Ценности коллективизма и желание не ударить в грязь лицом перед западом любой ценой — выдумка проклятых пиндосов? Это не похоже на любовь и пиетет к делу ликвидаторов. Это похоже на любовь к заголовкам из официальной прессы тех лет и привычкой путать «отечество» на «ваше превосходительство». Тем соотечественникам, для кого это все равно русофобия и бесконечная клюква, предлагаю особо возмущенным отыграться и снять сериал, скажем, про войну во Вьетнаме. Наверняка у них-то получится лучше. Ждем-с.
Ну, в-третьих, сериал выполнил важную историко-популяризаторскую функцию. И я сейчас не про то, что нужно изучать историю по кино (даже, если оно близко к документальному). Если вы ограничиваетесь в своем изучении только такими источниками, то вы — не очень умный человек. Более того, я вам грустную вещь скажу: в желании докопаться до условной правды, полной картины событий, вы всегда чрезвычайно одиноки. Никакие фильмы/ученые/популяризаторы сами по себе не принесут вам на блюдечке инфу целиком. Нельзя ничего потреблять только в одном месте. Вам постоянно следует сомневаться/копать/сопоставлять. Конечно, если вам вправду интересно. А главная задача популяризатора выполнена тогда, когда вам стало интересно, когда вас заставили вспомнить. Создателям сериала, судя по всему, удалось.
Вместо тысячи слов.