«Открывает, сука, рот – а неясно, что поёт» (с) С.Я.Маршак, «Сказка о бедном Мышонке» (вместо эпиграфа)
Так случалось, особенно в детстве: вроде слушаешь песню, а совершенно непонятно местами, про что она. Первый же пример объяснит, о чем я.
Потому что на вершине рейтинга с практически бесконечным отрывом... ну да. Не было ведь в СССР тех, кто не смотрел бы кино про Д’Артаньяна, и очень мало кто после просмотра не задался вопросом. О чем думали головой композитор М.Дунаевский и особенно поэт Ю.Ряшенцев, сочиняя слова, куда смотрел Худсовет и прочие контролирующие органы – что это вообще за «Красавица Икупку»?? Откуда взялась? Где, образно говоря, играла, что выигрывала эта «Икупку»??
Один пытливый детский мозг выдвинул даже ту версию что «Красавица Икупку» каким-то образом связана с футболистом Андреем Якубиком. Я –Кубик, да. Это фамилия. Смешнее была только у торпедовца Жупикова, пожалуй, и то можно поспорить. В общем, Якубик и Икупку. Встретились два одиночества.
Ну ладно, послушаем еще раз бессмертное и, конечно, пара-пара-порадуемся за болельщика «Зенита» М.С.Боярского! «Икубок наш!»
На втором месте – бесконечно любимый мною Владимир Семенович Высоцкий.
Скажете – да как расслышать, если пленки по сто раз переписывались, до того состояния, когда вообщеничего кроме треска и его неповторимого хрипа было не разобрать.
Да, но «Ноль-семь»-то была на пластинке, на единственном «гиганте» Поэта, на который сподобилась фирма «Мелодия», и то уже после 1980 года.
И все равно детский слух долго не мог понять смысла выражения «Шторылетам сычейкой шаля...»
Разбирать пришлось буквально по буквам! Начиная с того, что я узнал, что есть такой электронный прибор «реле». Дольше всех не давалось итоговое «шаля», но в конце концов расшифровалось и оно. Кто ищет, тот всегда поймет.
И на третьем, тоже почетном месте – тоже нежно любимый Борис Борисович Гребенщиков.
Скажете – да он и так непонятно что сочинял, особенно в ранние годы!
Отвечу – да, и еще непонятнее.
Так вышло, что «Радио Африка» попала мне в руки в 11 лет, еще на кассете, конечно, до винила той же «Мелодии» еще года три оставалось. И более всего смутила меня строка про «...черт выдающих людей...» По идее-то – черт выдающихСЯ людей, так ведь? Хотя тоже не очень понятно, особенно если на вкладыше кассеты не написано карандашом, что это "Песня ВЫЧЕРПЫВАЮЩИХ людей". В общем, после пары прослушиваний этот горе-«Аквариум» был с чистой совестью затерт более доступными коллективами, и вопрос закрыт на ближайшие три года. С пометкой «Вообще двух слов связать не могут!»
Наверное, оно и к лучшему. Спустя несколько сезонов я вернулся к «Аквариуму» заметно более зрелым и подкованным, и «Радио Африка» уже тридцать с лишним лет один из самых любимых моих альбомов, причем не только среди «Аквариума», но и вообще среди всех.
Ну вот так. Точно были еще какие-то такие же неловкие моменты «непонятности», если кто дополнит список – буду признателен!
Спасибо за внимание
Бонус-трек. «Отель Калифорния»
И еще о Музыке
"Портрет Пола Маккартни". История ко дню рождения