Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Лидия Толстоброва. Эрлинде. Недоигранная нота.

Мы никогда не были знакомы с нею лично.. И никогда уже не познакомимся. Увы. Ни – ког- да. Ненавижу это слово. Категорично все и всегда определяющее,. Грани и ноты бытия Жизнь. Смерть. Судьбу, Желания, Возможности. Мечты. Осколки дыхания.

До последнего почти вздоха Эрлинде упорно писала строчки. На обрывках блокнота, листках. Переживала о судьбе дорогого ей в мире вещей: книгах. О домашнем добром питомце, коте, что будет с ним, когда ее не станет?! Книги мог забрать сосед. На кота он бы не посягнул. Животное было ему не нужно. Но больше всего она переживала о своих строках. Однажды даже обратилась с пронзительным письмом к своим читателям страницы в интернете:

«"Я ухожу из этой жизни. У меня рак четвёртой степени, уже неоперабельный. Прошу всех: сохраните мои стихи хотя бы в интернете! У меня нет ни детей, ни племянников, вообще никаких родственников. После моей смерти квартира достанется чужим людям, и все мои рукописи вместе с остальными вещами просто будут выброшены на свалку. Жаль, если эти стихи исчезнут навсегда".

Я перебираю, перечитываю с экрана ее стихи, циклы, наброски, неоконченное, Завершенное… Вчитываюсь, думаю.. Но все стихи даже и самые классические, завершенное, «царскосельское», отточенное до блеска, посвященное Петербургу, кажется мне изящно, графически незавершенным, будто бы - чайке не дорисовали одно крыло, будто бы волна не добежала до берега, будто бы в таривердиевском, звенящем вальсе, не доиграна одна нота… Одна, одна, всего то одна, но именно она и дает рисунку стиха вечную жизнь!

Я б тебе рассказала о том, что мне море шептало,

Что меня обнимала вечерняя чёрная мгла,

И о том, кто там был, я бы тоже тебе рассказала,

Я в глаза бы твои заглянула, и тихо ушла.

Я б тебе рассказала, как мало мне, в сущности, надо:

Только сонный прибой, только горстку любви и тепла,

Только ту из тревог, что в конце обещает награду...

Я в глаза бы твои заглянула, и тихо ушла...

Это сказано в одном из ее стихотворений. Я его, по ощущению, отнесла к портретам города, в который Эрдинде была беззаветно влюблена всю Жизнь. Рисовала его дыханием, снами, озарениями, росчерками, черновиками и беловиками строф и строк. Ради него изменила свою судьбу. По воспоминаниям Инны Филипповой, «вне Питера она не мыслила своего бытия, ей без этого города было тяжело», он будто бы - впечатался, врос в нее, стал для нее оберегом, амулетом, талисманом. И главным лирическим героем ее строфы, светоносной, легкой, как облако, с ослепляющим душу музыкальным ритмом.

****

Когда-то, не помню, наверное, в прошлый четверг,

Я долго брела по Крестовскому острову - в город.

Почудилось вдруг, что твой голос, как свечка, померк,

Сгорев до конца - а ведь был так бесстрашен и молод!

Вдруг стало тревожно, исчезли куда-то с аллей

Все люди; скамейка пустая, качаясь, скрипела,

И мне показалась одной из нелепых затей

Затея любить, возведённая так неумело...

(«Остров». Эрлинде.)

-2

…Вычерчивая душой и опаленным сердцем портрет Любимого города, она забывала обо всем: о болезнях, печалях, неприятностях, закипающем чайнике, который мог и докрасна распалиться и сгореть. Но это мимоходом, мимолетно. Штрихи к портрету поэта и его Бытия. Неприхотливого, скромного. Неустроенного для обывателя.

Одухотворенная своими мечтами и рифмами, она оживала и сама, и создавала упорно это поразительное кружево слов и звуков, ритмичное, лечащее наши тоскующие души. Тоскующие по нежности, спрятанной в странных, певучих словах. Образах. Размере. Звуках…

***

Где же нежность твоя, сердце города?

Или я в неприветливой Спарте?

Пробуждённая радость расколота

В сотни листьев на чёрном асфальте,

Разметались они, словно золото

Из сосудов, разбившихся в Спарте.

Здесь мной будто ни разу не хожено,

И на Невском я будто не дома...

Здесь ли я, или в Суздале, скошенном

Вероломным татарским погромом?

Не явилась ли гостем непрошенным

К этим аркам, перилам, балконам?

Этот мостик, наполненный жалостью,

Молчалив и задумчив сегодня,-

На твоих ли цепях не качалась я

В безмятежный мороз новогодний?

Из-под ног обрывается золото,

Но вопросы остались открыты...

Обнимают меня руки города,

Поглощая слепые обиды.

(Где же нежность…..» Эрлинде.)

…Руки города. Они обнимали ее всегда. И читая ее стихи, мы и сами себя ощущаем приближенными к этому магическому, зеркальному, «китежному» граду Невы, Петра, Пушкина, Блока, Бальмонта, как в камере – обскуре, как в фокусе волшебного фонаря.

Город властно приближается, обжигает сердечную сетчатку. становится зримым и узнаваемым. Уязвимым и навсегда твоим. Улицы, каналы, парки, осенние листья в них, стихах завороженных, остались навек, навсегда, как образы, как письма, написанные ритмом пульса, сердца, кровью, гортанью, горлом, птичьим выкриком, всхлипом.…

***

Мой город! Над музыкой зданий

Пусть служит запретным мечтам

Высокая нота блужданий

По паркам твоим и садам.

Пусть опий безмолвного крика

Моей ошалевшей любви

Вольётся солёным арыком

В каналы и реки твои.

То Мойка становится ближе,

То Малой Невы полоса...

Я вижу тебя и не вижу -

Мечта застилает глаза.

Прими в счёт земного аванса

Бессмертия -

эту мечту,

Не дай ни малейшего шанса

Утратить её остроту!

1990г.

Она всегда писала свои стихи «на высокой ноте» простоты слога -элегической, внешне – скромно незаметной, без веского украшательства лирического пространства путем наречий, деепричастий и всяких сложных оборотов… Она верила истово в Жизнь слова и, вообще, в другую Жизнь, там, за облаками, за радугой, потому и могла сказать так вольно, свободно, всегда - о «мечте бессмертия», то тихо, то громко, но всегда – ясно, внятно, даже если внятность эта полна была горечи:

***

Когда-нибудь последний раз обманет

Меня мой город, строгий и скупой,

Когда-нибудь и он таким же станет,

Как этот нежный - город под водой.

Я здесь - в голодном, грязном и больном,

Но город под водой зовёт и манит,

Как будто я жила когда-то в нём.

Что за печаль?- простите, не смотрите,-

За ностальгия?- я сойду с ума,

Ступени вниз! и капли на граните,

И так чисты прохладные дома!

Я здесь - но вот и луч несётся вниз,

И я в его прозрачной нежной свите

Там, под водой, спускаюсь на карниз.

Что город под водой людей не любит -

Святая правда, только мой герой,

Конечно, там, и вечно там пребудет,

И никогда не встанет предо мной

(Как мне поверить в это, боже мой),

Но город под водой его погубит

Своею безвоздушной красотой...

(«Когда – нибудь.». Эрлинде.)

Не погубил… Остался в ее строфах и ритмах, в этом дымчатом волшебстве, призрачном и -одновременно - настоящем, где город был для нее часто и маревом образов, и лирическим героем, почти - возлюбленным. Она пишет о городе своей души, открыто откровенно, порывисто, обреченно, растерянно, горько:

***

Разлука, мой Питер, разлука,

Мой Питер, разлука... Постой,

Как столь одиозная штука

Случилась с тобой и со мной?

Давно ли, как двое влюблённых,

Мы ночи не спали, и ты

Под ливень стихов восхищённых

Дома подставлял и мосты?

Твои полуночные звуки-

Мои беспокойные сны,-

Я знаю, что не для разлуки

Мы были с тобой рождены.

Но вот ты с тоской и испугом

За поездом рвёшься бежать,

Последним своим виадуком

Пытаясь меня удержать,-

Мне больно, мой Питер, мне страшно,

И что-то сломалось в груди!

Измученно, хрипло, протяжно

Кричит тепловоз впереди.

Вернуться бы к Мойке и Пряжке,

И зябликом скрыться в листве,

Остаться бы этой дворняжкой,

Что спит на ступеньках к Неве!

В судьбе оказалась прореха,

Ушла путеводная нить,

Но всё же, возможно ль - уехать

И город другой полюбить?

Забыть, как ты долго с улыбкой

Безумною гнался за мной?

Последняя наша ошибка,

Мой Питер, единственный мой,

Последняя наша заслуга-

Расстаться вот так, невзначай!

Возможно ли нам друг без друга,

Возможно ль?- не знаю... Прощай.

(Разлука. Эрлинде.)

…Она сама неоднократно пыталась проститься с этим городом и не могла. И именно он подарил ей знак бессмертия, печать бессмертия, основу бессмертия, - в благодарность за ее смелую попытку – говорить о городе, как о Возлюбленном, о мечте. Дарить ему прочные крылья в строфах, одухотворенные, немеркнущие во тьме.

Лидия Толстоброва (Эрлинде) -навсегда останется для нас, ее читателей, самым узнаваемым и самым одухотворенным, тонким, настоящим петербургским поэтом, его ангелом, эльфом надмирным… Лидия, кстати, очень любила эльфийский мир, сказки и легенды эльфов, их мифы и волшебные предания. Она и сама была бы для многих из нас почти эльфом, если бы в какие то моменты бытия не превращалась в сознании друзей и читателей своих, в Титана, оборяющего болезнь.. А, может быть, в Прометея? Пусть и маленького и хрупкого… Но – Прометея. У поэта много обликов… Отыщем, попытаемся? Перечитывая ее строфы. Вникая в них.

Это - самое лучшее, что мы можем сделать для памяти Поэта. Хоть Лидия и считала, что Поэты - островитяне и гости на Земле, и нет у них прочного места обитания, прочной обители.. Если только – в чьем - то сердце… В нашем с Вами….