Найти тему
 izbzlovan_0

Психология изучения Английского языка

Оглавление

Я бьюсь за грамотный разговорный уровень уже в течении 7 лет.

Я не имею специального образования в сфере лингвистики. Мой опыт изучения английского, это опыт человека с полной занятостью в технической сфере, которому необходимо в свободное от работы время довести английский до уровня свободного разговорного. В школе нам его преподавали с 6-го класса, но это был уровень стартера вплоть до самого выпуска. В университете удалось выучить только таблицу неправильных глаголов, это необходимо было для допуска к экзамену. Времени для полноценного погружения в учебу у меня никогда не выделялось.

Не говорите мне про то, что английский можно тренировать читая и слушая по пути на работу, и что всегда на это можно найти время.

Увы, как бы сладко не звучали истории про тех кто рано встает и все успевает, это не применимо ко всем. Нужно брать в учет состояние организма, загруженность, наличие психологических заболеваний, климат, окружение, количество времени затраченного на работу, степень "соковыжималистости" на вашей работе.

*О влиянии данных факторов на успешность я напишу в следующих статьях.

В течении дня мозг настолько перегружен всякого рода информацией, что любая попытка всунуть туда что-то еще, на физическом уровне отвечает физической тошнотой, и не усвоением информации.

На своей работе я регулярно работала с носителями языка, которые не говорили по-русски. И это было довольно сложно. Сама работа подразумевала сложные логические операции, на которые накладывались трудности перевода. Со временем это привело меня к доктору с вопросом: "Доктор, что со мной. Я тупею. Я не понимаю что мне говорят, я не в состоянии обрабатывать информацию, даже на родном языке".

Мозг был перегружен и давал сбой, это выглядело для меня так, что мой разум меня отодвинул со словами: "если ты не заботишься обо мне, я сам сяду за руль".

Стала замечать за собой что говорю странные вещи, и делаю действия не свойственные мне. Я теряюсь перед самыми легкими задачами, а коллеги смотрят на меня с недоверием. При этом я наблюдала за всем этим как будто со стороны. Мое тело и мой разум уже не принадлежали мне. Я поняла что пора это прекращать, и делать все правильно, последовательно, иначе для меня настанут печальные последствия.

Без каких либо знаний английского я приступила к работе на полностью английском, на старте моей карьеры. Надеясь, что такое погружение поможет мне поднять мой уровень.

Я справлялась с помощью словарей, стараясь вести большую часть работы через деловую переписку. На одном из проектов, мне пришлось вести переговоры с командой, которая была достаточно агрессивно настроена к команде из России, с желанием "слить" чтобы получить дополнительные места и финансирование для своего офиса и своих коллег. Если раньше я чувствовала себя относительно комфортно, т.к. коллеги достаточно толерантно относились к ошибкам, то после данного проекта, я стала получать блок в голове, когда ко мне обращаются на другом языке.

Чувство страха парализовало меня. Слова бились об мой разум и отскакивали как резиновые мячи. Я не могла усвоить ни слова. Это сродни болезни.

Мозг просто не собирает слова воедино, и не дает никакой картины того что от тебя хотят. И после 5-ой попытки: "Sorry, I don't understand. Could you repeat that, please?" слышишь раздражение в голосе повторяющего и смешки от других. Ты сходишь с ума от стыда, страха что не справляешься с возложенной на тебя ответственностью. Думаешь, что недостаточно квалифицирован для этого места. Прививается синдром лжецаря.

Тем не менее когда ты находишься в расслабленном состоянии, ты хорошо воспринимаешь информацию на слух, и довольно недурно общаешься. Но как только возникает тень напряжения, все начинается заново.

Как мне это удавалось поднимать уровень английского? Честно... Не удавалось все это время, пока я работала.

Я пробовала все. Заниматься самостоятельно удавалось только в короткие промежутки моей жизни, потом мотивация падала и мои занятия прекращались. Групповые курсы, индивидуальный русскоязычный преподаватель, индивидуальный носитель языка, снова курсы в группе, курсы выходного дня, разговорные клубы, рандомные собеседники. Я перепробовала все. Разговоры во время работы без обучения не только не поднимали мой уровень, они впечатывали мои ошибки еще глубже, и искоренять их стало труднее.

За время моей работы, возможность свободно говорить на английском стало идеей фикс, как недостижимая мечта, в отсутствии среды носителей. И преследуя эту идею, я разработала план:

Первый шаг на пути избавления блока, уйти от напряженной обстановки, в состояние неформального общения, где я не несу никакой ответственности перед собеседником. Почувствовать себя комфортно, расслабиться.

Второй шаг, заниматься с преподавателем. Который снисходительно относится к твоим ошибкам в ударении и неправильной грамматической структуре предложения. Т.к. это естественный процесс обучения.

Третий шаг. Выходить "в люди" искать разных людей, с разными акцентами и характерами и общаться с каждым около часа. Так я научусь адаптироваться под разные ситуации.

Четвертый шаг. Связывать свой английский с работой, постепенно. Выполняя поручения, фриланс работу. Т.е. постепенно входить в ту же самую роль, но с новой психологией.

Я приступила к этому плану так. Взяла перерыв на работе, и начала поиск курсов. Пришла в одну из языковых школ, в которые стабильно относила свои деньги в течении последних 2-х лет, приходя к пониманию, что я так ничего и не достигла.

Я устала отдавать большой кусок семейного бюджета в эти языковые школы, и получать - ничего. Конечно все они говорят, что большая часть работы это самостоятельная работа. И мол от этого все зависит. Но тогда зачем я плачу по 2000 руб за 50 мин вашему преподавателю, если вы не даете никаких гарантий?

Кстати, многие школы, пользуются обещаниями вроде: "Не достигните результатов, вы можете пройти наш курс снова бесплатно" Я проходила курс pre-Intermediate в одной и той же школе 3 раза, и после того как я в конце прошла у них тест, они сообщили мне, что я уровня Pre-Intermediate снова. Все эти групповые курсы проходят, начиная с 20:00. После 10-12 часовой работы (регулярные переработки), полтора часа на дорогу в метро. Было тяжело сидеть в кабинете еще с 6-8 людьми (при гарантии школы, что группы не могут содержать больше 5 человек). Под конец курса я так уставала, что могла встать на середине урока и уйти либо рыдать в туалет, либо домой. Преподаватели обижались. Само собой, проходило это после года в таком темпе, без пропусков. Когда меня спрашивали, я продолжала говорить так же неграмотно, на уровне начинающего элементари, все 7 лет.

Придя к ним на очередное пробное занятие с перерывом в несколько месяцев, я поняла что это не мой путь. И рассматривать школы с подобной системой обучения, я больше не буду.

Для себя я отобрала такие критерии:

  • мой мозг продуктивно усваивает информацию только первые 50 мин. И если преподаватель держит меня в фокусе все это время, иначе я уплываю в свои мысли
  • важна регулярность (3-4 раза в неделю)
  • нужны индивидуальные занятия
  • домашние задания должны исключать какую-либо бумажную работу, все должно быть всегда под рукой, в одном приложении на телефоне или лэптопе
  • какое-то удобное приложение для изучения новых слов
  • языковые группы (кстати, с этим пунктом не сложилось, далее расскажу почему)
  • интересные постоянно-меняющиеся задания, без тем, далеких от моего образа жизни (нейроны в мозгу устроены так, что то, что я не использую, довольно быстро забывается, так и чего ради тратить время на подобные темы. Неэффективное использование ресурсов!)

Это ни в коем случае, не реклама, они в ней и не нуждаются. Про эту школу итак уже знают все. Мне действительно помогла онлайн школа у них программа отлично проработана. Задания постоянно меняются, и ты не успеваешь терять фокус. Конечно, мне как в 5-й раз проходящему pre-Intermediate lvl слишком легко, и многие темы взяты из English file курса. Но зато я чувствую себя уверенно, что пройду курс до конца, осознанно. И получу весь словарный запас рассчитаный для этого уровня, как и грамматику. Есть мобильное приложение в которое добавляются слова из уроков и из расширения браузерного. Т.е. я читаю книги или статьи на hbr или techcrunch и добавляю их для дальнейшего тренинга. 2-3 раза в день прохожу тренировки. И заметила, что читая книги в оригинале на англ., я хоть и не могу вспомнить перевод слова, но помню картинку к ней, и понимаю о чем речь, ну и транскрипция впечатывается в сознание, отсюда более понятное произношение. Регулярное общение на английском с исправлением грамматики и произношения делает свое дело.

Чем мне не понравились разговорные группы.

Я была в разговорных группах skyeng, они бесплатны для студентов. Из 10 занятий, только одно было эффективно. Вел какой-то бородатый суровый молодой мужчина, и он очень жестко распределял время между всеми. Это было здорово! Быстро, эффективно, не успевает надоедать, и ты все время участвуешь в диалогах.

В остальном 4 из 5 уроков, находились студенты (в основном это были мужчины 50+), которым хотелось выговориться. Рассказать о своем отношении к миру, к политике, к семье, пожаловаться на что-либо. В итоге, своими разговорами они съедали до 70% общего времени. А преподаватели, из-за человеческих качеств не пресекали их так, чтобы время распределять равномерно между студентами. Я толерантна к тому, что человеку хочется выговориться, но мне неприятно отдавать личное время, которое я выделила на свое обучение, человеку, которого я вижу и слышу первый и последний раз. Тем более если эти разговоры не под тему урока и уж тем более касаемо личной жизни говорящего или политики. Если бы это была группа "анонимных кого-то" и цель была сочувствовать и поддерживать, то это другой разговор.

Увы, у меня мало времени для этого, и это волей неволей начинает раздражать когда раз за разом происходит одно и то же. В конце концов я перестала записываться в разговорный клуб.

Когда у меня наконец-то пошел прогресс?

Когда я получила в свое распоряжение массу свободного времени и отдохнувшую голову. Каждый раз я садилась за уроки в отдохнувшем состоянии. 100% выполняла домашние задания. Ежедневно проходила словарные тренировки, читала книги на английском и фильмы, добавляла все новые слова в словарь, и снова тренировала. 3 раза в неделю проходила уроки с преподавателем по 50 мин. И все это, не тратя времени на дорогу и ожидание опоздавшего преподавателя. И мне это обошлось очень дешево. Если посчитать с бонусами, и то что я пришла к ним по ссылке от друга. 1 индивидуальное занятие обходится мне в 450 руб (50 мин) а все остальные приложения, видео, разговорные группы, плагины для браузера идут в комплекте, бесплатно. Прошло всего полгода, и я получила результат, которого не могла достигнуть 7 лет. Я каждый день пишу эссе и делаю записи разговора в домашних заданиях. Я спокойно разговариваю со своими согильдийцами в голосовом чате Discord на любые темы. Я ежедневно читаю по 5-10 статей, и просмотрела с десяток фильмов на Netflix на английском. И .... Кажется моя мечта сбывается! Но я буду продолжать двигаться дальше, усердно работать.