Франциск Ассизский (1181 - 1226 гг.) - один из самых почитаемых католических святых, образ жизни которого вызывает уважение не только у христиан, но и у далеких от религии людей.
Он родился в зажиточной семье и мог жить ни в чем себе не отказывая, но предпочёл отказать себе во всем, кроме главного, проповедуя бедность, целомудрие и смирение.
Его кротость достигла невиданных вершин, благодаря ей он смог, оставаясь под покровительством Папы, создать Орден, где почиталась святость бедности. Он не осудил Папу и католическую церковь за роскошь, не откололся, не стал еретиком, а смиренно попросил благословения на свою деятельность. Победа над гордыней отвратила раскол и привела к укреплению и оздоровлению католичества, возвратив его к евангельским идеалам.
Даже аскетизм Франциска Ассизского был особенным. В отличие от своих предшественников он не запирался от мира, а шёл в мир с жизнеутверждающей проповедью. Бедность он проповедовал не как кару, необходимую нести за грехи, а как возможность приблизиться ко Христу. Основа учения Франциска - это следование примеру Христа всегда и во всем.
«Цветочки святого Франциска Ассизского» написаны в XIV веке, то есть примерно через сто лет после смерти святого. Авторство анонимно, что характерно для того периода.
Существует версия, что «Цветочки» были написаны, чтобы напомнить с чего начинался орден францисканцев, какие идеалы преследовал. Такое напоминание необходимо было в связи с натиском римской курии, добивавшейся сглаживания завета о святой бедности.
В «Цветочках» рассказывается о Франциске Ассизском и его «овечках» - первых сподвижниках францисканского ордена. Это сборник поучительных легенд и притч, призванных укрепить веру и утешить читателя. «Цветочки» содержат рассказы о чудесах и откровениях Франциска и его последователей. Из «Цветочков» видно, что Франциск Ассизский заботился о своих братьях как во время земной жизни, так и после неё, неоднократно являясь им в трудную минуту.
Полагаю, что для нерелигиозного человека книга будет скучной и однообразной.
Отдельно выделю несколько моментов, которые меня удивили в этой книге:
1) Гадание на Евангелии. Франциск Ассизский и господин Бернард просят Бога явить им свою волю. Для этого сторонний священник трижды открывает Евангелие и зачитывает им выпавшие строки.
2) Наличие Масленицы в Средневековой Италии. Оказывается, этот праздник существует не только в России:) При этом в других странах масленица также проходит перед Великим постом.
3) Проповеди животным. Дружба святых с животными известна, но для меня было новым, что животным читались проповеди: птицам (Франциск Ассизский) и рыбам (святой Антоний Падуанский)
**********
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.
Еще предлагаю вашему вниманию:
«Страдающее Средневековье»; «Имя розы» и свобода воли