Найти тему

Вехи советского кино по временам года

Достаточно четко разграничены в советской кинематографии периоды: довоенная воспеваемая Весна и поздняя Весна-Лето Оттепели, большое приключенческое гайдаевское Лето и золотая камельковая Осень от середины 70-х, закат Союза и контрастный душ Лето-Зима -Перестройка

Почему именно так? Попробуем разобраться.

Думаю, что с первым периодом Весны более или менее понятно - гимн самому буйному и прекрасному времени года созвучен воспеванию расцвета молодого Советского государства. Культ молодости, силы, храбрости, красоты и свежести. Смелость формы и подачи, при холодке страха, повеваемого начавшимися репрессиями.

Над страной весенний ветер веет...
Над страной весенний ветер веет...

Да это Весна, но холодная и с постоянной оглядкой. Как бывает в марте - сосулька на голову не упала бы. Не расшибиться, не угодить бы под лед.

Важно. Типаж героев. 30-40 - это же полубоги. Стахановец, ученый, герой, атлет, поэт - неважно. Герой всемогущ и бесстрашен. Героиня же - настоящая аристократка. В первую очередь сталинская любимица - Любовь Орлова. Потомственная дворянка, изображающая свинарок, почтальонш, но не на секунду не теряющая своего патрицианского лоска. Рафинированные красавицы - Целиковская, Серова, Макарова.

Война прервала естественный цикл развития. Кино, конечно, снималось, многие его образцы прекрасны, но все в том же духе и стилистике 30-40-х. Движения формы нет. Замороженное инерционное состояние, которое продлиться вплоть до конца Сталинской эпохи. Снимается много официоза, много классики. Фильмы про только что прошедшую войну.

И вот 1956 год - пришла Весна. Настоящая. Бурная. Тает снег. Текут ручьи. Весенние ливни. Цветут яблони на Заречной улице. Гитара, любовь, девчата.

Этот период советского кинематографа условно можно обозначить как "май" - девушки в воздушных, как яблоневый цвет платьицах, песни под гитару и любовь.
Этот период советского кинематографа условно можно обозначить как "май" - девушки в воздушных, как яблоневый цвет платьицах, песни под гитару и любовь.

В том же 56-м выйдет еще и "Карнавальная ночь". Повеет сатирой и эхом свободы.

Что характерно. 50-60-ки спускаются на землю и становятся понятными советскому человеку. Они - это мы, только лучше, чище, устремленнее. Герой - парень с заводской-проходной. Героиня - со вздорным характером, но все же милая и симпатичная девушка.

Утонченных блондинок имперского сталинского кино сменяют гораздо более простые и понятные девчата из нашего двора. Симпатичные провинциалки, хрупкие и раскосые, курносые: Румянцева, Гурченко, Овчинникова, Карпинская.

Типичнейшая мизансцена конца 50-х. Песни под гитару и вспыхивающая            влюбленность молодых провинциалов, приехавших в  Москву.
Типичнейшая мизансцена конца 50-х. Песни под гитару и вспыхивающая влюбленность молодых провинциалов, приехавших в Москву.

Названия фильмов: "Весна на Заречной", "Весенние грозы", "Девичья весна". Все песни про весну и про любовь...

И вот майское цветение плавно перетекает в летний зной. Оно комедийное, джазовое и абсолютно молодежное. В него советский синематограф абсолютно твердо войдет с первыми приключениями Шурика в 1965 года. Интересно что в том же году выйдет фильм под названием "Знойный июль". Символично.

Типичный кинохудожник советского Лета - Гайдай. Его фильмы чуть более чем полностью пронизаны зноем и свободой. Его любимые герои - физики-кибернетики, изобретатели, романтики, заглядывающие в будущее. Весь Союз живет на крыльях Великой Космической Мечты.

Раскрывается романтика покорений и свершений, турпоходов и песен у костра. Борьба не только за свои ценности, но и за права и свободы угнетаемых по всему миру.

Раскрывается романтика покорений и свершений, турпоходов и песен у костра.
Раскрывается романтика покорений и свершений, турпоходов и песен у костра.

А лето - это ведь еще и открытое загорелое тело. Почти все героини этого периода демонстрируют стройную фигуру в смелых мини и купальниках. "Три плюс два", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" - везде красотки в купальниках. Но это почти всегда не про эротику, а про молодость, здоровье и те же турпоходы.

Картина Генриха Оганесяна 1963 года - показательный образец "летнего" периода советского кино. Типаж главного героя - дрыщеватый романтик и интеллектуал. Главная героиня - Знойная красавица (Фатеева, Кустинская, Варлей, Селезнева и т.д.). Фоном - море, поездки "дикарями", солнце, пляж, романтика.
Картина Генриха Оганесяна 1963 года - показательный образец "летнего" периода советского кино. Типаж главного героя - дрыщеватый романтик и интеллектуал. Главная героиня - Знойная красавица (Фатеева, Кустинская, Варлей, Селезнева и т.д.). Фоном - море, поездки "дикарями", солнце, пляж, романтика.

Проходит десятилетие, герои 60-х взрослеют и для них наступает теплая, подернутая полупрозрачными паутинками Осень Застоя. Очень эстетская, играющая мягкими коричневато-золотистыми красками Заката Империи.

Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить.
Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить.
Главный герой - интеллигент или же даже полуинтеллигент лет сорока. Философствующий, скучающий, беспрестанно рефлексирующий. Никакой вам бурной деятельности как у персонажей 30-х, 50-х, 60-х. Так. Мелкие склоки по службе, из-за гаража, семейные разборки.

Идеология, коллективизм больше не стоят на повестке дня. Человеку отныне разрешается быть обособленным и одиноким. Отдельной единицей в пространстве. И интересно, что в коконе осенней ипохондрии предлагается существовать не только лишь 30-летним - 40-летним. Школьник Копейкин из "Когда я стану великаном" он ведь типичнейший семидесятник с настоящим джентельменским набором: эрудицией, меланхолией и диссидентствующим настроем (старенькая статья про Копейкина)

На советского школьника буквально проецируются качества взрослого интеллигента-диссидента. Эрудиция гуманитарной направленности. Плюс резкая оппозиция к любому начальству. Плюс романтический эскапизм в сторону XVII -XVIII веков.
На советского школьника буквально проецируются качества взрослого интеллигента-диссидента. Эрудиция гуманитарной направленности. Плюс резкая оппозиция к любому начальству. Плюс романтический эскапизм в сторону XVII -XVIII веков.

В моду входит ретро и ностальгия. Если предыдущие десятилетия кинематограф жил с мечтой о будущем, то осенние семидесятники стали больше заглядывать в прошлое. Выходят очень достойные костюмные экранизации: Галантный век и Бель Эпок. Мушкетеры и декабристы, прекрасные дамы и поэты.

Обращение к прошлому не только сильно историческому, но и к собственному недалекому - "Москва слезам не верит" и "Покровские ворота".

И, конечно, очень-очень много созвучных названий: "Осенний марафон", "Осень", "Осенний подарок фей" и т.д. А осени как таковой в фильмах этого времени через край хватает. Любимый фон - пожухлая листва, моросящий дождь и задумчивые романсы об угасающей природе.

И вот уже фильмы с зимним предчувствием - "Зимняя вишня", "Забытая мелодия для флейты".

Как-то одновременно с ностальгическим настроением в затхлый мирок СССР начинают просачиваться бунтарский ветер, получивший очертания в "Маленькой Вере"и "Интердевочке". Детабуирование советикус моралите. Но самое главное - настроение - противопоставляется камельку и уюту запечного мирка интеллигента. Тут уже не просто обнаженка и откровенные сцены. Прямой вызов строю и системе. Низвержение всех основ и скреп. И никаких полутонов.

Бунтарское летнее настроение и в "Маленькой Вере", и в "Интердевочке". Никаких мягких меланхоличных полутонов. Жестко и контрастно.
Бунтарское летнее настроение и в "Маленькой Вере", и в "Интердевочке". Никаких мягких меланхоличных полутонов. Жестко и контрастно.

Климат - резко-континентальный. Или Лето, или Зима. Контрастный душ Перестройки.

Ваше мнение - в комментариях.

Листайте ленту и подписывайтесь на канал. Ваши лайки также будут весьма приятны.