Найти тему
Дмитрий Март

Как "Яхта Сталина" осталась в России

Оглавление

"Борт №1" - так называют теплоход "Максим Горький", который чуть было не уплыл в Азербайджан, где его решило прикупить местное Каспийское пароходство. В Баку задумали превратить уникальное судно в плавучий исторический раритет времен СССР. Примечательно, что сумма сделки, как писали, была всего-навсего 20 миллионов рублей. Это примерно 260 тысяч евро.

Раритет сталинских времён
Раритет сталинских времён

По словам продавца (Московское речное пароходство) основной задачей было якобы избавление от убыточного актива. Хотя подозрительная сделка вызвала у СМИ немало вопросов. Не слишком ли дёшево уходит уникальный "борт"?

По Руси с Максимом Горьким

Выяснилось также, что переговоры велись и с властями Нижнего Новгорода (с 1932 по 1990 год город, как известно, назывался Горьким). Однако в городской администрации сказали, что “ничего не собирались покупать, поскольку нет денег».

Хотя теплоход рассматривался в качестве важнейшей составной части масштабного нижегородского музейно-туристического проекта «По Руси с Максимом Горьким».

И сегодня внутри роскошно
И сегодня внутри роскошно

Когда сомнительная "бакинская" история с продажей всплыла, всполошились любители старины.

Получается, что Россию хотят лишить уникального, самого быстроходного для своего времени речного «борта №1», который тайно мог в прямом смысле уплыть за границу.

А ведь когда-то 38, 8-метровый "Максим Горький" имел особое статус, поскольку его построили в начале 30-х годов прошлого века на горьковском же заводе "Красное Сормово" для самого Иосифа Виссарионовича Сталина.

-3

Изначально «борт №1» хотели назвать «Красный богатырь», но потом остановились на писательском варианте.

Примечательно, что судно было построено не в помещении, а прямо на воде. Вырыли даже большой отвод в акватории реки, защищённый от ледохода и течений.

Уникальное судно едва не уплыло в Баку
Уникальное судно едва не уплыло в Баку

От Берии до Сталина

Знаменитый писатель лично катался на теплоходе в 1935 году. "Кораблик" как раз развивал скорость до 35 "кэмэ" в час. А всё благодаря мощной установке с подводной лодки серии "Декабрист".

Кроме того, белоснежный красавец поражал своими роскошным интерьерами. На "борту No1» отдыхали многие известные партийные деятели, в том числе Лаврентий Павлович Берия, Никита Сергеевич Хрущев, Леонид Ильич Брежнев и др.

Превратили в "банкетоход"
Превратили в "банкетоход"

Однако позже "Максим Горький" лишился ВИП-статуса и превратился в «банкетоход», как его в шутку называли. Хотя названия оставили. На борту устраивали различные торжества — дни рождения, юбилеи, свадьбы.

Кроме того, судно возило уже самых обычных пассажиров на пляжи в Подмосковье. В последнее время его использовали больше у берега в качестве ресторана на воде.

Но поскольку ремонт требовал весьма и весьма капитальных затрат, руководство Московского речного пароходства, как писали, решило уникальную речную жемчужина попросту сбагрить за рубеж, да ещё на этом и подзаработать.

На канале "Москва-Волга"
На канале "Москва-Волга"

Как соединили Волгу и Москву

К счастью, сделка сорвалась. И вскоре нашёлся щедрый инвестор в лице мощного предприятия «Канал имени Москвы», которое является федеральным государственным бюджетным учреждением.

Среди объектов этой компании с солидными ресурсами (в том числе и финансовыми)- более 240 гидротехнических сооружений и свыше 3842 километров водных путей.

Говоря об истории грандиозного Канала имени Москвы, отметим, что он был сдан в эксплуатацию 15 июля 1937 года. Решение о строительства объекта государственной важности принял Совет народных комиссаров СССР 1 июня 1932 года.

На борту немало старинных предметов
На борту немало старинных предметов

Как соединили Москву и Волгу

Как говорилось в постановлении, главные задачи масштабного сооружения заключались “в “обеспечении судоходства между реками Москва и Волга”, а также “в обеспечении водоснабжения Москвы и санитарного обводнения её рек и притоков”.

Впоследствии Канал Москва–Волга в честь 800-летия столицы был переименован в Канал имени Москвы.

Как говорят историки, «Максим Горький» строился ударными темпами, чтобы И.В. Сталин мог лично полюбоваться новым великим сооружением страны рабочих и крестьян, созданного умами лучших советских инженеров.

Кабинет вождя
Кабинет вождя

Специально для Иосифа Виссарионовича оборудовали отдельную каюту с кабинетом, у которой был прямой выход на палубу. На последней установили удобные кресла.

Массивный интерьер, мебель – все было в привычном для этого времени монументальном стиле «сталинского ампира».

В 90-е годы вспомнили о славной истории теплохода. В кабинете Сталина появились восковые фигуры самого Иосифа Виссарионовича (понятное дело, во френче и с трубкой), Максима Горького и всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.

Они общались за столом под портретом вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.

Парадная лестница
Парадная лестница

Шедевр отечественного судостроения

- Несомненно, легендарный «Максим Горький» имеет историческую ценность, его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек, - отметил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, отмечая, что канал и теплоход - почти ровесники.

По его словам, "Максим Горький" — это подлинный шедевр отечественного судостроения и действующий памятник на воде. Сразу после окончательного оформления документов на покупку судно решено отправить на капитальный ремонт с целью полного технического переоборудования и тщательной реставрации, чтобы "всё было так, как раньше".

Теплоход "Максим Горький" . Художник Дмитрий Дроздецкий
Теплоход "Максим Горький" . Художник Дмитрий Дроздецкий

- Мы хотим вдохнуть в «Борт №1» новую жизнь, превратить его в первый в Москве водный музей с уникальной экспозицией, рассказывающей об открытии канала. Кстати, те торжества лично посетил Сталин. Посетители увидят исторические артефакты, редкие архивные фотографии и многое другое.

Таких проектов в мире считанные единицы. После реконструкции “Максим Горький начнёт совершать экскурсионные туры, проходя через знаменитые шлюзы Канала имени Москвы. Предполагается, что «портом прописки» станет причал в Парке имени Горького. В свободное от плавания время теплоход-музей смогут посещать все желающие.

Фото из архива.

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!