Найти тему
Мамонт.

73.Моё высшее достижение в науке.

Здесь рассказано об интерферометре и его враждебности ворам и расхитителям, фольгированном гетинаксе, тупом студенте, необъяснимом расхождении теории с практикой, математической матрице, превращении тупого студента в умного, а затем обратно в 1978-ом году.

Вместо госэкзамена по физике я выбрал защиту дипломной работы, поскольку почти год занимался интерферометром СВЧ диапазона. Интерферометр – такая штука, в которой волна от одного источника пускается двумя путями, а затем разделённые волны вновь встречаются. Если они прошли одинаковый путь, то горб одной накладывается на горб другой, а впадина на впадину. Возникает максимум – усиление волны. Если же одна из волн проходит путь меньший на половину своей длины (или на нечётное число половин длины), то горб одной накладывается на впадину другой и волны гасятся. Пути, по которым идёт волна, называются плечами интерферометра. Если в одно из плеч интерферометра, работающего с лазерным лучом, поставить кювету со спиртом, а в другое плечо кювету с якобы спиртом, то свет, проходя через жидкости, по разному начнёт с ними взаимодействовать, что равносильно изменению длины пути. По картине после сложения лучей можно узнать, что в кювете с якобы спиртом вовсе не спирт. И не водка, а палёная водка, и не бензин, а разбодяженный бензин. То есть, с помощью интерферометра приговаривают недобросовестных продавцов к штрафам и срокам. Мой же интерферометр работал с радиоволнами длиной десятки сантиметров, и опасности для воров и расхитителей не представлял. Для него нужно было сделать плечи в фольгированном гетинаксе. С чего и начал.

В мастерской взял гетинакс и нож для резки. После разметки на свет появились полоски плеч, а затем и остальные дорожки платы интерферометра. Припаяв в нужных местах резисторы-транзисторы, подключил творение к СВЧ-генератору, провёл юстировку и наслаждался красивой картинкой максимумов и минимумов. Пора было встречаться с научным руководителем.

«Это что?» – строго спросил тот.

«Плата интерферометра», – озадаченный строгостью, ответил я.

«Волна от стенок отражается? – начал задавать детские вопросы тот. – Под микроскопом посмотри, какими зигзагами твои стенки нарезаны. Отражённые волны накладываются друг на друга и падающую волну, а в результате на выходе из каждого плеча не волна, а каша. Ты никогда не получишь интерференционной картины. Иди, разметь новую плату и протрави кислотой. Это СВЧ-диапазон, С-В-Ч!» – почти прокричал тупому студенту заведующий кафедрой радиотехники.

«Но у меня получилась прекрасная интерференционная картина», – пытался я защититься, переключая диапазоны СВЧ-генератора. На выходе действительно получалось чудо! Такой красивой картинки не было даже в учебниках! Пришла очередь озадачиваться руководителю. «Протрави плату» – буркнул тот, уходя. Нет, он был прав, но как объяснить расхождение между теорией и практикой? Как объяснить, что у меня получилось то, что в принципе не могло получиться?

В итоге у меня был работающий интерферометр с протравленной платой и черновик дипломной работы. Процессы, которые происходили в чудо-приборе, в большинстве своём математически описывались с помощью матриц. Эта не та матрица фильма, где все преследуют или убегают в надежде сохранить или разрушить иллюзорный мир. Математическая матрица – это множество столбцов и строк между двумя параллельными вертикальными чертами. Эту матрицу относительно легко написать, но трудно посчитать. Страницы же черновика пестрели этими матрицами. На рецензию работу отправили на кафедру теоретической физики. К самым умным людям, поскольку теоретическая физика сложна. Пролистав черновик дипломной работы, рецензент с характерной фамилией, оканчивающейся на «-сон», иронично промолвил: «Слушай, а я и не знал, что ты такой умный». Да я и сам не знал! Да, часть матриц была списана из книг… половина… три четвёртых… восемь девятых, если вы понимаете, о чём говорю. Моих матриц там, если честно, было три-четыре, но они были! И вообще, нужные матрицы нужно ещё в этих умных книгах найти!.. Защита работы прошла успешно, чего не скажешь о государственном экзамене по педагогике. Но об этом расскажу позже.

Да, самое главное! На основе этой работы в межвузовском сборнике была написана статья на целых три страницы. Так первый и последний раз стал соавтором статьи, а Гугл до сих пор выдаёт её в списке литературы минимум трёх диссертаций.

А каковы ваши высшие достижения в науке, искусстве или профессиональной деятельности, уважаемые современники и современницы? Пишите в комментариях, не забывайте о лайках и подписке на канал, дорогие друзья!