Недавно анонсировали выпуск новых кроссовок Adidas Yeezy Boost 350, которые я даже успела включить в подборку модных моделей на весну и лето. И все бы ничего, но подобные кроссовки не просто поступают в продажу, нужно еще и побороться за право купить их.
Раффл - это лотерея, в ходе которой магазин-дистрибьютор вытягивает счастливчиков, которые могут прийти и в назначенное время купить желанную вещь. То есть разыгрывают право на продажу. Задумайтесь об абсурде ситуации: сотни и тысячи, легионы несут деньги за громкое имя бренда, а компания еще выбирает, чьи деньги принять.
Механизм розыгрыша не всегда чистый, и обычно победителями становятся друзья бренда, стилисты знаменитостей и т.д. Раффл был придуман для борьбы с ресейлом, вторичным рынком, на котором недобросовестные продавцы сбывают дефицитный товар с наценкой более 100%. Те же самые кроссовки Adidas появятся через месяц на известных сайтах за 90-100 тыс. руб., большинство еще и будет подделкой. С той же фабрики, к слову.
И мы приходим к другой проблеме, которую тоже обозначают заимствованным словом - дропу. Дроп - это распродажа ограниченной партии редкого товара. Как Вы понимаете, СССР остался позади, но идея советского дефицита так и подогревает воображение молодежи. То ли дело в рассказах старшего поколения, то ли дело в сомнительных приоритетах. На постсоветском пространстве от слова "дроп" молодые люди все еще бьются в конвульсиях, тогда как на Западе этим уже никого не удивишь со времен первых эксклюзивных коллабораций H&M с люксовыми гигантами. Еще есть Азия. Азиатов до сих пор колбасит от мысли, кто они одеты как любимые поп и рэп-исполнители, инфлюенсеры.
Задумайтесь: дефицит. В 21 веке у нас дефицит. И это при перепроизводстве. Но, оказывается, все вполне логично. Товар произведен, его нужно сбывать всеми возможными путями. На помощь приходит маркетинг и механизм с искусственно созданным дефицитом. Во-первых, это отлично работает на имя бренда, дизайнера, во-вторых, человеческая натура всегда хочет эксклюзива. Никто не хочет быть массой, все хотят чувствовать себя особенными. Кстати, если Вы не знали, есть такой политический прием: дефицит можно создать искусственно, чтобы усилить социальную напряженность и расслоение. Ни на что не намекаю, просто просвещаю.
Итак, ситуация: у людей есть, что носить, что кушать, но душа просит адреналина и самоутверждения. И на помощь приходят раффл, дроп и безумная толпа. Ну чем не психотерапия? Можно быть против этого всего, но решение принимается кошельком. Пока люди сознательно в этом участвуют и голосуют за это деньгами, все так же и продолжится.